Роль преподавателя: научить учиться
Ничему из того, что важно знать, научить нельзя,
все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон
С целью реализации программы «100 конкретных шагов», в частности, для повышения качества человеческого капитала на основе стандартов ОЭСР, с 19 по 23 октября в Казахском Государственном Женском Педагогическом Университете проводится семинар «Применение международных подходов, методик, технологий преподавания и обучения в национальной системе образования». Семинар, предназначенный для профессорско-преподавательского состава, был организован Институтом развития образования Школы государственной и общественной политики (ИРО ШГОП) Almaty Management University (ранее МАБ).
Первый тренинг «Новые подходы в преподавании и обучении в современной системе образования» провела Ирина Коломыцева, тренер Центра уровневых программ Института повышения квалификации. Слушатели семинара сформулировали проблемы, которые на сегодняшний день существуют в педагогическом образовании от лица различных участников образовательного процесса, и сделали вывод о необходимости смены парадигмы образования. «Все указанные противоречия и проблемы имеют место не только в отечественной системе образования, - отмечает И. Коломыцева, - но и являются следствием кризиса образовательных систем во всем мире. Изменились условия, изменились студенты. Соответственно, должны меняться методы и подходы к обучению и преподаванию, а также роль самого преподавателя. Ни один преподаватель сегодня не сможет конкурировать с компьютером и интернетом. Поэтому меняется его роль. Теперь ему надо научиться координировать деятельность студентов на занятиях, направлять и корректировать их действия по самостоятельному поиску информации, ее анализу и выработке оригинальных решений».
При современных темпах развития информационных и научных технологий, очень трудно предположить, какие именно знания могут пригодиться человеку через 5, 10, 15 лет. И задача преподавателя – еще и определить, тому ли он учит своих студентов, и как знания, которые они сегодня получают, помогут им в дальнейшем.
В процессе тренинга были применены различные методики и интерактивные технологии, показаны эффективность критериального оценивания, важность рефлексии как условия успешной профессиональной деятельности педагога.