Сельские учителя начальных классов повысили квалификацию в Алматы!
В этот раз в южную столицу приехали учителя начальных классов с русским языком обучения Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Они встретились с опытными методистами, авторами учебных программ, учебников, методических пособий, которые щедро делились с коллегами по цеху своими знаниями, опытом и рекомендациями.
С 24 по 28 марта 2016 года в Almaty Management University (AlmaU, ранее МАБ) прошел юбилейный, 15-й этап социального проекта «Поддержка сельских школ вузами страны»*, инициированного президентом вуза Асылбеком Кожахметовым в 2009 году.
В этот раз из Айыртауского района Северо-Казахстанской области в южную столицу приехали учителя начальных классов с русским языком обучения. Они встретились с опытными методистами, авторами учебных программ, учебников, методических пособий, которые щедро делились с коллегами по цеху своими знаниями, опытом и рекомендациями.
Программа повышения квалификации получилась насыщенной и разнообразной, в том числе благодаря поддержке приглашенных специалистов: руководителя Центра гуманитарных дисциплин и Центра уровневых программ Ирины Коломыцевой, тренера Центра уровневых программ, кандидата педагогических наук, Асель Акпаевой, сертифицированного тренера по международному исследованию качества чтения и понимания текста Жанны Гомер и других.
Ирина Коломыцева провела для учителей тренинг на тему «Новые подходы к преподаванию и обучению в начальной школе в условиях модернизации системы образования РК», ознакомила учителей с «Государственным общеобязательным стандартом начального образования РК». Она отметила, что с 2017 года планируется системное обновление начального образования в РК, создание принципиально новой модели начального образования, ориентированного на результат: «Цель реформ - переориентировать образовательный процесс в школе: не просто обучение, а качественная подготовка детей к требованиям жизни в ХХI веке», - считает И, Коломыцева. В частности, необходимо развить умение критически мыслить, решать проблемы, работать в команде, а также лидерские качества, гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, инициативность и предпринимательские навыки.
Ольга Кривопуст, учитель Саумалкольской школы-гимназии №2, отметила, что сельские педагоги стараются не отставать от своих городских коллег, регулярно повышают квалификацию, делятся опытом друг с другом: «Сейчас нам важно не просто вопроизводить прежнюю систему образования, передавая детям знания, которые давали 10 и 20 лет назад. Нам важно научить детей не просто знать, но понимать, применять, анализировать и – в перспективе - создавать эти знания».
Учителя понимают: реальный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. «Ученик – не объект, а субъект своего познания, учитель – не транслятор знаний, а организатор познавательной деятельности учащихся», - говорит педагог Береславской начальной школы Карина Локтева.
Приглашенный лектор Асель Акпаева, выступая перед сельскими коллегами, уделила особое внимание психофизиологическим особенностям детей. По ее словам, переход на 12 летнее обучение - это продление продолжительности обучения в начальной школе с учетом психолого-физиологических особенностей переходных (кризисных) периодов в развитии детей, а не простое добавление одного года обучения для снижения нагрузки на учеников. «Игнорирование этих особенностей, - считает лектор, - ведет к утрате времени, важного для формирования фундаментальных навыков у учащихся».
В апреле 2016 года впервые в некоторых школах РК среди учащихся четвертых классов будет проведен международный тест по функциональной читательской грамотности PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В связи с этим тренинг «Как правильно готовиться к тесту PIRLS» для сельских педагогов провела сертифицированный тренер по международному исследованию качества чтения и понимания текста Жанна Гомер.
Программой «Поддержка сельских школ вузами страны», по сути, реализуется кредо президента Асылбека Кожахметова: «Развитие страны - через развитие знания», ведь потребность в знаниях закладывается ещё в школе – и большую роль в этом играют школьные учителя.
Конечно же, гостей с «малой родины» президента приняли в университете очень тепло. Для них приготовили очень интересную и насыщенную культурную программу. Помимо обязательного для всех посетителей визита в инновационный музей Almaty Management University, открытого в 2014 году, гости побывали на Медео, Кок Тобе, посетили зоопарк, цирк, завод «Hyundai motors», прокатились на алматинском метро.
В музее сохранена и интерактивно представлена деятельность и развитие вуза за 27 лет. Здесь участникам семинара рассказали в том числе и о программе поддержки сельских школ. За эти годы в этом проекте приняли участие более 260 учителей - математики, казахского, русского, английского языков, литературы, истории, биологии, обществоведы района и 25 директоров школ Республики Казахстан.
Особые впечатления у педагогов остались после посещения Театра оперы и балета им Абая – они посмотрели спектакль «Айсулу». Легкая комическая опера приятно ложилась на слух, демонстрируя всю певучесть и лиричность казахского вокального творчества.
Гости горячо поблагодарили за организацию Программы, особую признательность они выразили инициатору проекта – Асылбеку Кожахметову - и координатору - главному специалисту Института Развития Образования и Школы государственной и общественной политики Жылдыз Амребаевой.