Высшая школа государственной политики и права AlmaU: все, о чем вы хотели знать!
Какие образовательные программы реализует Высшая школа государственной политики и права (ВШГПиП) AlmaU? Есть ли здесь преподаватели-практики? Можно ли учиться по обмену за рубежом, поступив в ВШГПиП? На эти и многие другие вопросы, традиционно интересующие абитуриентов накануне нового учебного года, отвечает декан ВШГПиП, кандидат экономических наук, доцент Динара Тумабекова.
- Динара Дуйсеновна, расскажите подробнее о школе?
- ВШГПиП была создана в 2013 году, под руководством талантливых руководителей, преподавателей и бизнес-тренеров. Тогда она носила название «Школа государственной и общественной политики», новое имя получила в 2016 году. Школа готовит специалистов в области регионоведения, государственного и местного управления, PR и права, является членом Asian Association of Public Administration (AAPA).
- Какие есть специальности, каковы условия поступления?
- Выбор у абитуриентов есть, в университете на программы бакалавриата и магистратуры ведется прием на 14 специальностей. В нашей школе преподаются гуманитарные науки и социальные дисциплины. Представлены 4 специальности: юриспруденция, регионоведение, государственное и местное управление (ГиМУ), связь с общественностью. Также школой реализуется программа Double Major «Юрист-Финансист» совместно с ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет». На программе МВА у нас реализуется 3 образовательные программы: «Менеджмент в образовании», «Менеджмент в государственном секторе» и «Менеджмент в неправительственных организациях».
- Что нужно для поступления, в том числе на грант? Обязательно ли иметь «Алтын Белгі», чтобы получить грант?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать систему присуждения грантов. Сначала к нам из МОН поступает информация, сколько грантов и по каким направлениям на каждое языковое отделение выделяется. После этого университет, согласно своему плану набора, формирует заявку на госгранты. Есть правила, согласно которым мы не можем подать заявку на госгрант, если специальность у нас преподается только на русском или только на казахском языке. Проще говоря, если в плане набора у нас стоит «Связь с общественностью» только русское отделение, мы не можем подать заявку на грант. В связи с этим нам приходится вообще отказываться от этой заявки и подавать на какие-то другие направления. В итоге на республику грантовые места выделяются, но университет, чтобы у нас не было нерентабельных групп, не подает заявку.
В этом году вуз подал заявки на ряд специальностей. По линии ВШГПиП мы претендуем на госгранты по специальности «Регионоведение». К 18 июля МОН примет решение, по каким направлениям мы сможем участвовать в конкурсе на государственные гранты. Далее состоится общереспубликанский конкурс по казахстанским вузам.
Второй момент: в разные вузы (национальные и частные) разные проходные баллы. Например, в наш университет с определенным баллом не пройти, а в государственный университет можно пройти, потому что проходной балл там ниже, чем в частных. Как вы знаете, есть минимальный пороговый балл ЕНТ по республике – 50 баллов, в госвузы нижний уровень – 65, и то там есть оговорка, на какие специальности какой балл нужно набрать (на гуманитарные – один, точные – другой, экономические – третий и т.д.). Конечно, чем больше вы набрали баллов на ЕНТ и КТ, тем больше у вас шансов на получение государственного гранта. КТ состоит всего из 2 предметов, то есть у них конкурс другой. В этом году на сокращенную программу 3-летнего обучения после колледжа гранты были только на РДГБ («Ресторанное дело и гостиничный бизнес»). На остальные направления гранты есть только на 4-летнее обучение. ЕНТ, как известно, сдают по 5 предметам, 3 основным и 2 профильным.
- Что должны сделать абитуриенты, чтобы претендовать на грант?
- После того, как из МОН к нам приходит документ, на какие направления мы можем иметь возможность набора на госгранты, с 18 по 26 июля абитуриенты должны подойти в вуз, куда поступают, и заполнить розовые бланки. Здесь они указывают фамилию, имя и дополнительные данные: если есть сельская квота, «Алтын белгі», победы в республиканских и международных олимпиадах. Важно, что в заявке они могут указать до 4 университетов и до 4 направлений в разных комбинациях. Допустим, если они подают заявку в AlmaU, то наш университет указывают первым, и в соответствии с профильными предметами указывают специальность. Желательно указывать и частные, и госвузы, для того чтобы, если вы по баллам не прошли в частный вуз, вы смогли бы пройти в государственный. Есть такой момент, что по сельской квоте проходной балл ниже, то есть сельчанам отдельно выделяются гранты. Инвалиды также проходят по квотам, то есть у них свой конкурс. Грант дается только на язык окончания школы, то есть учившимся в школе с русским языком обучения – на русское отделение, с казахским – соответственно, на казахское.
- То есть если окончил казахскую школу, претендовать на обучение на русском отделении на грант ты не можешь?
- Да. Только платно. Либо можно подать на внутренние гранты вуза. Конечно, шансы на грант повышаются, если хорошо закончить школу. Но самое главное, чтобы поступающий показал на вступительных экзаменах хорошие знания. Если ребенок участвовал в конкурсах, олимпиадах, школа все учитывает при поступлении.
- Какие внутренние гранты имеются в вузе? Существует ли ректорский грант?
- Ректорские гранты присуждаются каждый год обладателям «Алтын Белгі», при наличии у них дипломов победителей республиканских и международных конкурсов и других достижений – решение о присуждении грантов принимается индивидуально. Все зависит от каждого конкретного случая.
Помимо грантов, вуз предоставляет хорошие скидки от 20 до 50%. Есть фонд декана школы, каждый год он утверждается руководством, далее средства из него идут на финансирование обучения обладателей грантов и скидок.
Главный критерий, на который мы смотрим при предоставлении скидок, – это академическая успеваемость, второй критерий – активность, участие в различных мероприятиях, общественной жизни университета.
Кроме того, в AlmaU есть студенческая премия «Алтын Тамга», которая вручается каждый год. Премия представляет собой скидки на обучение от 20 до 50%. Шансы выиграть есть у всех, номинаций много: «Лучший магистрант года», «Спортсмен года», «Лучший иностранный студент года», «Открытие года», «Активист года», «Лучший студенческий Клуб года», «Лучший студент года», «Лучший волонтерский проект года», «Исследователь года» и т.д.
В этом году Школа запустила также собственные олимпиады по каждому отделению, по каждой специальности, и обладателям призовых мест мы вручили 20%-ные и 50%-ные скидки, а победителю - грант 100%.
- Какие в университете есть социальные скидки и льготы?
- AlmaU впервые ввел понятие политики комплексной финансовой поддержки абитуриентов и студентов. Наша политика направлена на системную поддержку и мотивацию следующих групп:
1. Поддержка одаренных абитуриентов и студентов, нацеленных на академические успехи. С этой целью уже 14-й год проводится ежегодная республиканская олимпиада «МегаШанс», ежегодный конкурс для иностранных абитуриентов MegaChance (с 2015 года), олимпиады по специальностям Школ/факультетов университета, ежегодный студенческий конкурс «Алтын Тамға», 7-ка лучших студентов курса по баллам GPA и т.д.
2. Поддержка абитуриентов и студентов из социально уязвимых слоев. С этой целью мы предоставляем социальные гранты и скидки на обучение; работаем с благотворительными фондами (Фонд Ержана Татишева, Фонд «Серпін», «Тайбурыл» и др.); проводим конкурс «Неограниченные возможности» для взрослых слушателей с инвалидностью; сотрудничаем с компаниями и фондами по поддержке талантливой молодежи (Ассоциация KazEnergy, Фонд Конрада Аденауера, Фонд Ш. Есенова и др.)
- В каких странах можно обучаться по обменным и двудипломным программам? С какими университетами есть соглашения?
- На все четырех специальностях у нас есть обменные программы. У наших ребят есть возможность выехать в такие страны, как Турция, Венгрия, Чехия (Прага), Российская Федерация (Казань). Мы сотрудничаем с BPP University (Лондон), Московским Гуманитарным Университетом, Казанским Федеральным Университетом и другими. В этом году мы хотим добавить к этому списку еще три университета, но многое зависит и от финансовых возможностей студента. Мы можем предоставить возможность учиться в Сорбонне, в SDA Bocconi School of Management (Университет в Милане, Италия), мы с ними тесно сотрудничаем. С Bocconi хотим сделать дуальные программы, например, на базе магистратуры.
- Существует ли двудипломная программа?
На данный момент нет, только программы академической мобильности. Но есть, как я уже сказала, программа Double Major «Юрист-Финансист», реализуемая совместно с ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет». И в этом году мы планируем запустить программу Major-Minor, которая как раз и подразумевает получение двойного диплома.
- Какие требования предъявляются к желающим выехать на обучение за рубеж по академическому обмену?
- В первую очередь, мы смотрим на GPA. Во-вторых, рассматриваем соотношение программ, чтобы у студента была минимальная разница. В-третьих, IELTS должен быть высоким, хотя бы 5.5. Это подтверждение вашего уровня знания английского языка для зарубежного университета. При этом наличие сертификата IELTS желательно, но не обязательно. Если у ребенка есть возможность выехать за рубеж, если у него хороший GPA, то IELTS может быть и ниже уровня 5.5, главное, чтобы студент понимал и говорил на английском языке - такого студента мы можем отправить.
- Есть ли обучение по обменной программе на русском языке?
- Конечно, есть! Тот же Московский Гуманитарный Университет, Санкт-Петербургский Университет, Казанский. В этих университетах дисциплины преподаются на русском.
Если студенты выбирают университет в Западной Европе или США, конечно, там все специальности представлены на английском языке. Там есть и «Государственное и местное управление», которое представлено в виде «Public administration», и «Регионоведение», представленное в формате международных отношений, «Юриспруденция». Но здесь нужно понимать: «Юриспруденция», которая преподается у нас – базируется на кейсах из казахстанской действительности, т.е. студенты изучают казахстанские реалии. А если студент поедет изучать юриспруденцию в Германии, то приобретенный там опыт он сможет использовать для своей практики здесь.
- Расскажите о сотрудниках вашей школы? Есть ли звездные преподаватели?
- Остепененность ППС (профессорско-преподавательского состава) на кафедре составляет более 60%. В прошлом году мы ввели статусные позиции и согласно им, на кафедре представлены: преподаватели-исследователи, преподаватели-практики, преподаватели-модераторы, ассистенты-преподаватели и наставники. Около 30% у нас составляют практики – это очень хороший показатель, и мы его планируем улучшить. У нас преподают такие известные медиаличности, как президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова, независимый журналист, PR-консультант, медиатор Сергей Пономарев, режиссер-постановщик, продюсер Арман Карабаев, PR-менеджер АО «Kcell» Наталья Еськова, издатель, генеральный директор "Іскер Media" Олег Хе, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев и другие. В прошлом году у студентов специальности «Связь с общественностью» занятия проходили на производстве, ребята получили колоссальный опыт. Теперь данную систему мы хотим внедрить на другие специальности.
Например, занятия по специальности «Государственное и местное управление» мы планируем проводить вместе с акиматом, «Регионоведение» - с Организацией Объединенных Наций. По специальности «Юриспруденция» мы постоянно проводим выездные занятия: ребята выезжают на судебные процессы, на другие предприятия. Мы работаем и совершенствуемся.
- Как ведется подготовка кадров в Школе? У вас ведь реализуются такие проекты, как Юридическая клиника, Центр мультимедийной журналистики?
- Совершенно верно. У нас работает Центр мультимедийной журналистики MediaLab – открытое рабочее медиапространство, работающее по принципу дуального образования. Здесь студенты под кураторством наставников самостоятельно и в проектных группах инициируют различные темы и экспериментируют с производством собственного контента, изучают трендсеттинг. Есть Юридическая клиника, целью которой является оказание безвозмездной юридической поиощи по вопросам гражданского, административного, семейного и трудового законодательства социально незащищенным слоям общества. Клиницистами являются студенты старших курсов специальности «Юриспруденция». В результате работы клиники уже подготовлено и отправлено в суд более 700 заявлений и 600 досудебных уведомлений. Руководителями клиники являются действующие адвокаты г. Алматы.
- Какие формы обучения присутствуют в университете?
- Основная форма - очная, но существует и дистанционный формат по специальностям: ГиМУ, юриспруденция и связь с общественностью. В этом году, если будет хороший набор, планируем открыть и по регионоведению.
- Есть ли у студентов возможность работать во время обучения?
- Такая возможность не всегда выпадает: график учебы очень плотный. Ребята в этом году учились по модульной системе. Если при таком графике работать, учеба уйдет на второй план. Студент должен учиться в первую очередь, получать знания. Но на третьем курсе некоторым студентам мы разрешаем подрабатывать не в ущерб учебе. Есть такие специальности, которые требуют наличия опыта работы к окончанию университета, и если ребенок может совмещать учебу и работу, то университет это поддерживает.
- Можно ли во время обучения перевестись на другую специальность?
Можно. В каникулярный период студент может написать заявление в деканат. Мы его рассматриваем, вычисляем разницу, если разница небольшая, он ее сдает и переводится на другую специальность.
- Есть ли возможность у студентов других вузов перевестись в AlmaU?
- Да, но должен быть высокий GPA. Необходимо прийти к нам в каникулярный период с транскриптом, чтобы мы могли оценить успеваемость. Мы ребят приветствуем, стараемся никому не отказывать. Главное, чтобы условия подошли самому студенту.
- Можно ли перевестись из AlmaU в зарубежный университет?
- Можно. Проблема в том, что не всегда совпадает траектория обучения. Например, в зарубежном вузе большой компонент профессиональных дисциплин, а у нас студент прошел их недостаточно. Это связано с тем, что в наших учебных планах другие пропорции. У нас есть обязательные дисциплины, вузовский компонент, что во многих зарубежных университетах отсутствует. У них больше базовых, профессиональных дисциплин, управленческого блока. Но эта проблема всегда решаема, если иностранный вуз готов принять студента с этой разницей.
- Что такое кредитная система?
- Это система, в которую мы перешли при вступлении в Болонский процесс и переходе на кредитную технологию. Кредиты – это то количество часов, из которых состоят дисциплины. Один кредит – 15 академических часов, 1 час – 50 минут. В зависимости от того, какое количество кредитов, столько раз в неделю студент встречается с преподавателем. 1 час – это лекция, 2 часа – лекция и практика, 3 часа – лекция, практика и СРСП (самостоятельная работа студента с преподавателем). Преимущество кредитной системы в том, что осваивать программу можно в соответствии со своими возможностями.
В этом году вообще убрали понятие 4-годичного обучения. То есть понятие того, что нужно освоить всю программу обучения за 4 года. Есть 147 кредитов на какую-то специальность, и студент в течение 10 лет может ее изучать. Но это возможно лишь в том случае, когда у университета есть автономия, особый статус. В Казахстане решение о предоставлении автономии казахстанским вузам было принято совсем недавно – в июне этого года. Сейчас ведется подготовка к функционированию вузов в условиях автономии. Как только мы начнем процесс автономизации, мы будем сами определять максимальное и минимальное количество кредитов для перехода на следующий этап обучения.
- Что это дает?
Если у ребенка нет возможности пройти полную программу по финансовым, ментальным и прочим причинам, он может уменьшить количество кредитов в соответствии со своими возможностями и закрыть полноценный летний семестр обучения либо продлить свое обучение на несколько лет. Кроме того, студент сам выбирает те дисциплины, которые хочет изучать. То есть, на 3-4 курсе, когда идут специализированные предметы, у него есть возможность взять предмет из других специальностей, это похоже на систему Minor. Либо есть возможность выбора элективных дисциплин, в зависимости от того, чего хочет студент. Кредитная система позволяет это сделать.
- Но есть и обязательные дисциплины?
Конечно. Несмотря на автономию, мы работаем по требованиям МОН, выдаем дипломы гособразца, в связи с этим нам необходимо включать обязательные компоненты, такие, как физкультура, история Казахстана, философия, социология и т.д. Без изучения этих дисциплин нельзя получить диплом гособразца. Есть обязательные компоненты университета, предметы, которые мы считаем, обязательно студент должен пройти, и есть дополнительные компоненты, которые студент сам может выбрать. Это, не считая госэкзаменов, защиты дипломной работы либо проекта и производственной практики. Благодаря кредитной технологии, идет упрощение системы взаимозачета дисциплин, когда студент выезжает за рубеж по обменной или двухдипломной программе. Идет выбор кредитов, потом перезачет дисциплин – это облегчает перевод. У нас система похожа на американскую, от европейской отличается только тем, что у них больше количество кредитов.
По сути, кредитная система предоставляет право выбора, студент может выбрать, как преподавателя, так и предмет. В конце весны студенты выбирают предметы, а окончательная регистрация на дисциплины производится в августе.
- В каких компаниях работают наши выпускники?
- Как показал прошлый год, у нас 90% выпускников были трудоустроены по своей специальности.
Наши ребята работают в МИД РК, в частных и международных компаниях. Для нас большой радостью стало, что студенты смогли трудоустроиться в Казахстанский Институт Стратегических Исследований при президенте РК, несмотря на строгий набор.
Выпускники-юристы работают в юридических компания, проходят практику в прокуратуре, и чаще всего остаются там уже как штатные сотрудники. В этом году надеемся на плодотворное сотрудничество в этом плане с ООН.
- Спасибо за интервью!