Образовательный интенсив «Управление университетом РК»: 4-й модуль. День 1.

Новости

Август 03, 2020

Образовательный интенсив «Управление университетом РК»: 4-й модуль. День 1.

3 августа стартовал 4-й модуль образовательного интенсива для топ-менеджеров вузов «Управление университетом РК». Тема 1-го дня: «Устойчивый университет в глобальном мире: трансформация смыслов».

Уровень спикеров первого дня сразу задал очень высокую планку. Перед участниками онлайн-интенсива в секции «Университеты и общество» помощник президента РК Ерлан Карин* и президент Алматы Менеджмент Университета Асылбек Кожахметов.

Вузы – эпицентр гражданской активности

Ерлан Карин подчеркнул роль университетов в развитии общества и отметил шаги государства по поддержке образования и науки. В частности, в мае было проведено заседание созданного год назад Национального совета общественного доверия, посвященное вопросам образования. Спикер выразил уверенность, что политические и экономические реформы, которые начало новое руководство страны, невозможны без сильного человеческого капитала, а это обеспечивается образованием:

«Впервые предметом широкого обсуждения и диалога с обществом стали вопросы сферы образования. Заседание НСОД, состоявшееся в мае 2020 г., полностью было посвящено вопросам образования и науки. И это, на мой взгляд, серьезный сдвиг».

Ерлан Тынымбайулы также отметил, что вузы могли бы играть роль в повышении качества гражданского поля, которое в Казахстане остается невысоким. По мнению спикера, в стране растет общественная активность, но у нее нет серьезного содержания. И выстраивать связь между образованием и гражданской активностью – и есть задача вузов.

«Университеты должны становиться центром интеллектуальных дискуссий, площадкой гражданских инициатив. Раньше на таких площадках отрабатывались навыки дискуссии у молодежи, формировались молодые эксперты. Вспомним дискуссионные клубы 90-х годов – Нурбулата Масанова, Марата Оспанова и других политологов, общественных деятелей».

Особенно это актуально в условиях карантина и изоляции, считает Е. Карин. Спикер также отметил важность гуманитарного образования, которое, по его мнению, должно стать источником креатива в обществе.

«С каждым годом усложняется повестка, которая стоит перед обществом. Вызу должны создавать общественно-информационное поле. Не только готовить специалистов, но и создавать площадки, темы, формировать «лоббистов», которые чувствительны к вопросам образования и науки».

От университета для элиты – к университету для общества

Асылбек Кожахметов рассказал о том, кто и как должен управлять современным университетом, какие вызовы стоят сейчас перед образованием и какая модель управления вузом наиболее эффективна. Выступление, в целом, было посвящено третьей миссии университетов в XXI веке. Если раньше вузы либо передавали знания (XIX век), либо создавали новые знания и влияли на развитие местной экономики (XX век), то сегодня они должны создавать инновации и влиять на развитие общества.

По мнению спикера, роль вузов кардинально поменялась, если раньше был университет для элиты, то теперь университет для общества. Вузы должны создавать новые рынки, решать глобальные проблемы, способствовать научно-техническому развитию страны.

В секции «Университеты и экономика» перед слушателями выступили управляющий директор Казахского института нефти и газа Жаксыбек Кулекеев* и старший партнер консалтинговой компании «Center for strategic initiatives» Олжас Худайбергенов*.

Жаксыбек Кулекеев отметил, что университеты по содержанию консервативны, но жизнь заставляет меняться. Говоря о вызовах, стоящих перед образованием, спикер отметил: 1) избыток информации, при котором информация перестает быть ценным ресурсом; 2) необходимость готовить специалистов не с процессным, а с проектным мышлением; 3) необходимость готовить либо элитные кадры, либо специалистов с базовыми навыками («середняки» не нужны); 4) доступность западного образования и рост конкуренции.

Детально спикер рассказал о проблеме нехватки кадров для экономики, и немалую роль в этой проблеме играет некачественное образование. По словам Ж. Кулекеева, среди работодателей есть даже негласное правило – не брать на работу выпускников некоторых вузов.

Выводы из выступления: в современных условиях наиболее конкурентоспособными окажутся вузы, готовые воплотить идеи smart-университета (smart-экономики, smart-общества).

Грантников станет больше?

Олжас Худайбергенов также коснулся в своем выступлении вызовов и задач, которые стоят сегодня перед образованием. По мнению спикера, в самое ближайшее время (август-сентябрь) есть вероятность, что абитуриенты, не поступившие на грант, и студенты платных отделений, начнут требовать послаблений в плане оплаты обучения и перевода на гранты. Насколько государство сможет их поддержать – большой вопрос.

«В год это будет стоить государству порядка 20 млрд. тенге (перевод студентов с платных отделений на граты – ред.). На фоне бюджета это не такая уж большая цифра».

О. Худайбергенов также отметил, что наши вузы до сих пор выстраивают «неживые» конструкции по поддержке связи с выпускниками, тем временем, это очень сильный ресурс, который они могли бы использовать.

Интенсив организован в рамках исполнения Государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы, при поддержке Министерства образования и науки РК.


*Ерлан Карин - Помощник Президента РК, казахстанский политический и общественный деятель, политолог, учёный. Председатель Казахстанского совета по международным отношениям. Известный эксперт по проблеме терроризма, один из участников операции «Жусан».  

*Жаксыбек Кулекеев - управляющий директор Казахского института нефти и газа, кандидат экономических наук, профессор.  Член Центра анализа мониторинга социально-экономических реформ при Президенте Республики Казахстан.

* Олжас Худайбергенов - Старший партнер консалтинговой компании «Center for strategic initiatives». Внештатный советник Президента Республики Казахстан.  Член Центра анализа мониторинга социально-экономических реформ при Президенте Республики Казахстан;

Поделиться: