Информационное агентство Bnews.kz: Эксперты: Образование на селе оставляет желать лучшего

Новости

Апрель 20, 2016

Информационное агентство Bnews.kz: Эксперты: Образование на селе оставляет желать лучшего

Слабая академическая подготовленность сельских абитуриентов, а также разница в социально-экономических возможностях горожан и сельчан – основные причины трудностей возникающих при поступлении в ведущие университеты страны. Таким мнением с BNews.kz поделились представители вузов.

«В нашем университете учатся в основном выпускники городских школ, но мы предоставляем более 100 грантов талантливым студентам. К сожалению, у многих выпускников сельских школ не достаточно высокий балл по ЕНТ, поэтому они не могут претендовать на университетские стипендии. Во-вторых, и это, пожалуй, главная причина, зачастую стоимость обучения и проживания в городе неподъемна для жителей села», - говорит и.о. директора Языкового центра университета КИМЭП Жулдыз Смагулова.

По ее словам, необходимо улучшать качество образования в сельских школах и предоставлять государственные гранты для обучения молодежи из сел в элитных вузах Казахстана. Причем включая не только подготовительные языковые курсы, но и собственно обучение по специальности. Отдача от таких грантов для страны будет сравнима с эффектом программы «Болашак». А учитывая, что обучение в самых лучших казахстанских вузах в разы дешевле образования за рубежом, то может быть и выше.

«На структурном уровне требуется децентрализация системы образования, большая автономия школ и независимая экспертиза всех учебных программ и учебников. Нужно увеличить инвестиции в образование и в исследования в области образования (направление, которое у нас слабо развито, Education research). Любая реформа или нововведения, прежде всего, должны базироваться на эмпирических данных и исследованиях», - считает Жулдыз Смагулова.

Подчеркнув, что для улучшения качества образования необходима также работа по подготовке кадров и привлечению к учительству талантливой молодежи. У учителей должна быть академическая свобода и их главная задача - работа с учеником.

«Обучение, а не подготовка к тестам – вот путь к улучшению качества образования. Система повышения квалификации педагогических кадров должна быть демонополизирована. У учителей и школ должен быть выбор, где и чему учиться. Мы все с нетерпением ждем внедрения ваучерной системы. Что касается трёхъязычного образования, нам не следует торопиться», - добавляет она.

Кроме того нужно менять и подход к обучению детей. В современном мире недостаточно быть эрудитом с широким кругозором. Выпускник школы должен уметь ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться в устной и письменной форме, ориентироваться в информационном пространстве, критически осмысливать информацию, задавать вопросы, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Задача школы формировать эти компетентности, а также научить человека учиться самому.

«Зачастую первокурсники, которые прекрасно сдали ЕНТ и имеют хорошие отметки в аттестате, не умеют читать. Конечно, они могут декодировать знаки, но не умеют находить главную и второстепенную идею в тексте, не могут интегрировать информацию, не различают логических ошибок, не понимают структуру текста и прочее. Следовательно, они не в состоянии аргументировано выразить собственное мнение», - поясняет Ж.Смагулова.

Схожие взгляды и у Асель Каламбаевой, аналитика отдела стратегического маркетинга Almaty Management University.

«В большинстве случаев проблемы с поступлением у молодежи, обучавшейся в казахских школах, связаны с низким профессиональным уровнем преподавателей иностранных языков. Казахстанскому образованию не хватает инновационного обучения и самостоятельности. Развитые страны для того, чтобы обучающиеся могли формировать свои собственные навыки, уходят к модели самообразования. Ведь заучивание, как показала практика, не может быть столь эффективно для развития школьников», - говорит А.Каламбаева.

В свою очередь, Муслим Сергазиев, декан АО «Международный университет информационных технологий» уверен, что трудности с поступлением связаны не только с недостаточной квалификацией педагогов сельских школ и владение ими новыми технологиями, но и с нехваткой Интернет-ресурсов. Корме того, у сельских школьников мало возможностей посещать кружки по интересам и повышать уровень английского языка.

«Для улучшения системы школьного образования необходимо привлечение молодых квалифицированных педагогических кадров, а также увеличение часов, выделяемых на изучение английского. Помимо этого нужно совершенствовать методику преподавания, как языка, так и предметов естественнонаучного цикла», - объясняет М.Сергазиев.

Сегодня  контингент ведущих вузов Казахстана представляет собой, в основном, городское население. К примеру, в IT Университете на студентов из сельской местности на 2015-2016 учебный год приходится 12% от общего количества первокурсников, в AlmaU - 4%, а в КБТУ – 1,3%. Однако, как говорят эксперты, слабое знание английского языка – не преграда для поступления в ведущие вузы страны и получения качественного высшего образования. Практически в каждом университете, где основной язык преподавания - английский, предусмотрены специальные подготовительные курсы. Стоимость  и сроки обучения определяются индивидуально и напрямую зависят от уровня владения языком.

Источник: Информационное агентство bnews.kz

 


Все права защищены.

При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.

При использовании материалов BNews.kz:

- в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом случае указывать, что источником материалов является веб-сайт www.bnews.kz;

- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом случае использования обязан размещать гиперссылку на главную страницу веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».

 

Поделиться: