Эффективное управление школой
Программа повышения квалификации для руководителей общеобразовательных школ, организованная институтом развития образования AlmaU (г. Алматы, Республика Казахстан) при участии экспертов Института образования НИУ «Высшая Школа Экономики» (г. Москва, Российская Федерация), подходит к завершению. Один из заключительных модулей «Лидерство и эмоциональный интеллект» был проведен коллегами из ВШЭ.
Ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак сначала разобрал вместе с участниками, какие функции должен исполнять директор, чтобы обеспечить четыре задачи руководителя школы: подготовка к профессиональному образованию, социализация личности, социальный лифт и социальный приют. Интересно, что большинство участников при этом указали на административные обязанности директора (хозяйственная деятельность, отбор кадров, управление ресурсами, процессами и социальными связями, разрешение конфликтов и т.д.), «забыв» о том, что он должен следить и за качеством образовательных программ. По словам спикера, это отражает истинную ситуацию в школах.
«Более 70% времен директоров школ отводится на решение хозяйственных вопросов. Это не образовательный лидер, а хозяйственник», - отметил А. Каспржак.
По профстандартам, руководитель школы должен решать всего 4 группы вопросов: управление образовательной деятельностью, управление развитием, управление взаимодействием и административная деятельность.
Но что отличает директора – образовательного лидера от лидера вообще? – задался вопросом спикер. «Если директор хочет быть педагогическими лидером, он должен заниматься развитием образовательных программ и их модернизацией. А значит, должен задать себе главные вопросы: Кого он учит? Что им надо (за пределами школы)? Куда они поступят после школы? И за счет чего будут успешны в жизни?»
Далее участники прошли несколько очень интересных тестов – на определение стиля менеджмента. По тесту Ицхака Адизеса, управленческий стиль участников мог быть идентифицирован, как производитель, администратор, предприниматель или интегратор. (Более подробное описание каждого из стилей можно узнать из книги И. Адизеса «Стили менеджмента – эффективные и неэффективные».
Еще одна методика – Алана Роу – классифицирует стили лидерства, как концептуальный, поведенческий, директивный и аналитический.
Спикер отметил, что нет «плохого» или «хорошего» стиля. Напротив, каждый стиль полезен при решение определенных типов задач – от создания атмосферы в коллективе до реформирования школы. Поэтому хорошо, когда, например, директора-концептуальщика «уравновешивают» заместители с поведенческим, директивным или аналитическим стилем.
По сути, стили лидерства зависят от того, как организуется процесс принятия решений, заключил Анатолий Каспржак.
Профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель лаборатории изучения современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова рассказала о важности развития социального интеллекта в школьном и дошкольном возрасте. Очень интересным примером стала дошкольная программа Пери, существенно улучшающая социальные и эмоциональные навыки испытуемых. Это была программа для обездоленных 3-4-летних детей из неблагополучных семей с уровнем IQ ниже 85 в начале исследования. Детей обучали различным социальным навыкам и взаиодействию с другими людьми. В результате в возрасте около 40 лет участники эксперимента показали лучшее социальное и эмоциональное взаимодействие с окружающими чем те, кто не стал участником выборки. Они чаще заканчивали старшую школу, больше зарабатывали, занимались своими детьми и реже нарушали закон.
Спикеры также поделились со слушателями списком рекомендуемой к изучению литературы. Кроме того, в рамках курса участники программы, разбившись на группы, разобрали несколько интереснейших кейсов из практики.
Модерировала работу групп представитель московского вуза - доцент, академический руководитель программы «Управление образованием», фасилитатор Анна Кобцева.
Проект проходит два раза в неделю посредством платформы ZOOM. Практико-ориентированная программа включает: лекции и практические занятия в интерактивной форме, мастер-классы, тренинги, стратегические сессии, самостоятельное изучение материалов.