Дневники Летней Школы AlmaU-2017: день третий

Новости

Июль 12, 2017

Дневники Летней Школы AlmaU-2017: день третий

Начался день, как и полагается, с физической активности, но не просто с зарядки, а с мастер-класса по бачате, который провела представитель Оргкомитета Летней Школы Карина Сычёва. А пока Карина создавала на площадке перед отелем ритмический рисунок очаровательного латиноамериканского танца, часть слушателей во главе с президентом AlmaU снова (уже во второй раз за время пребывания в Галаалты!) поднялась на вершину горы, у подножия которой расположен отель.

Минувшее воскресенье выдалось для участников Летней школы очень насыщенным и динамичным, полным ярких впечатлений от посещения Баку. Однако, основной целью поездки является обучение, и понедельник в этом смысле призван был задать в группе нужный ритм и темп.

Спикером третьего дня школы стал Сергей Шкуратов, директор программ МВА бизнес-школы ИМИСП (г. Санкт-Петербург), преподаватель и консультант в области стратегического и корпоративного управления. Формат работы в группах, который Сергей Егорович использовал для вовлечения участников школы в процесс обсуждения темы, себя вполне оправдал. А темой для дискуссии послужил проект, который AlmaU внедряет у себя на протяжении нескольких последних лет: «Управление знаниями», хотя изначально предполагалась другая тематика: управление изменениями.

Говоря о том, почему он поменял проблематику выступления, Сергей Шкуратов отметил, что управление знаниями, изменениями, эмоциями и т.д. – пересекающиеся области: «Это все про людей, все из области стратегии».

Интересно, что сегодня именно вузы начинают обращаться к теме управления знаниями (УЗ), при том, что университет – это изначально знаниевая, самообучающаяся и, более того, обучающая других организация. «Сейчас мы иногда забываем об этом и ставим вопрос, а можно ли существующую практику и наработки в управлении знаниями в необразовательных компаниях применить в университетской среде», - заметил тренер.

Вначале Сергей Шкуратов немного рассказал об управлении изменениями, в частности, о сопротивлении изменениям, которое заложено в природе человека и организаций. По словам спикера, чтобы решить эту проблему, важно людей вовлечь в стратегию, чтобы они из противников изменений стали их проводниками.

«Если мы понимаем, ради каких стратегических шагов нам надо как-то выстроить взаимоотношения с информацией и друг с другом, как носителями и потребителями знаний, то дело под названием «управление знаниями» пойдет», - считает Шкуратов.

Спикер разграничил и такие понятия, как данные, информация и знание, которые суть совсем не одно и то же, а также сделал акцент на том, как данные становятся информацией, а затем и знаниями. Серьезную дискуссию в зале вызвала и типология спикера, который выделил 6 областей знания, описав их словами «Знаю что», «Знаю кто», «Знаю как», «Знаю где», «Знаю почему» и т.д. Так, участники семинара предложили ввести в типологию еще один пункт «Знаю зачем», который, в отличие от пункта «Знаю почему» обращен в будущее, а не в прошлое.

Затем спикер попросил людей разделиться на команды и выделить те симптомы в организации, которые, на их взгляд, свидетельствуют о слабой системе управления знаниями. Несмотря на то, что сначала участники путали симптомы, причины и последствия, со временем в разнице между этими понятиями разобрались, и дело пошло. Среди симптомов были названы отсутствие алгоритов УЗ, утечка знаний вместе с уходом человека, низкая степень доверия к руководству как лидеру изменений, низкий уровень гласности, двойные стандарты в отношении руководства к людям и т.д. – всего 26 пунктов. Далее эти пункты спикер попросил разместить на шкале координат, одна из которых обозначала степень влияния этих симптомов на состояние организации, начиная от «не влияет» или «слабо влияет» до «сильно влияет», а другая – степень зависимости от внешних (объективных) факторов. Работа получилась интересной, особенно учитывая умение тренера по-хорошему «заводить» участников мозгового штурма.

По итогам проделанного на семинаре анализа Сергей Шкуратов отметил, что если участники школы сделают «домашнее задание» - создадут на основе этих 26 «черных» симптомов свои 26 «белых» пунктов, то есть тех вещей, к которым в идеале нужно стремиться, и будут следовать этой «дорожной карте», то сдвиги в направлении построения системы управления знаниями обязательно произойдут.

Вызвала споры среди участников и высказанная спикером мысль о разделении знаний на явные и неявные, формализованные и неформализованные (то есть существующие лишь неформально, не переведенные в общедоступный формат). Сергей Филонович пошел дальше, отметив, что нужно говорить не просто о неформализованных, но неформализуемых знаниях, к которым, например, относится и эмоциональный интеллект (то есть знаниях, которые невозможно формализовать, а можно лишь передавать от одного к другому – в процессе обучения). Так передавались знания в Эпоху Возрождения от мастера к начинающему художнику, так передает свои навыки молодому поколению талантливый кулинар.

Управляя знаниями, считает спикер, организация старается достичь следующих основных целей: создать и закрепить свои конкурентные преимущества, понять, как выглядит УЗ в контексте корпоративной стратегии и определить какой пакет ценности (и для кого) рождает университет в процессе построения системы УЗ. Иными словами, прежде чем строить систему УЗ, следует понять, с какой целью организация это делает, что это дает основным стейкхолдерам и самим сотрудникам и преподавателям. И если организация, управляя знаниями, действительно старается не только улучшить результаты бизнеса, но максимально реализовать потенциал сотрудников, решает задачу мотивирования персонала, то сам процесс построения системы УЗ значительно упрощается.

В плане обучения и дискуссий этот день, возможно, станет самым насыщенным за всю Летнюю школу. Так, сразу после семинара Сергея Шкуратова прошел дискуссионный вечер. Начался он с презентации президента AlmaU Асылбека Кожахметова на тему «Университет мирового уровня», в которой спикер рассказал о том, как AlmaU выстраивает стратегию движения к цели – вхождению в число передовых бизнес-школ мира.

А после ужина состоялась еще одна встреча – с Фаризом Гулиевым, преподавателем программ МВА в Азербайджанском государственном экономическом университете, преподавателем программы «Магистр по управлению и транспортировке нефти и газа» в Институте технического образования Западной Македонии (Греция). Фариз рассказал об Азербайджанском университете, о том, как в вузе ведется научная и преподавательская деятельность, об академическом обмене и количестве иностранных студентов в АГЭУ, системе оплаты труда, поощрения за цитируемые публикации и многом другом. Тема оказалась близка преподавателям, которые задавали много вопросов Фаризу, проводили аналогии между образовательными системами двух стран. В итоге встреча закончилась лишь ближе к 10 часам вечера, а завтра участников ждет поездка в г. Губа, поход на водопад и форелевое хозяйство и, конечно, обучение на семинаре, посвященном управлению изменениями и проблеме эмоционального выгорания.

 

Поделиться: