Zoltan BUZÁDY: «У Венгрии и Казахстана похожие ценности»

News

March 13, 2016

Zoltan BUZÁDY: «У Венгрии и Казахстана похожие ценности»

В феврале-марте 2016 года Almaty Management University с продолжительным рабочим визитом посетил Zoltan BUZÁDY, MBA, PhD, доцент кафедры менеджмента и организации CEU Business school (Венгрия, Будапешт).

Гость, являющийся экспертом в области обучения бизнесу и менеджменту, читал лекции для магистрантов и докторантов AlmaU на тему «Развитие лидерских компетенций». Стоит отметить, что это уже не первый приезд Золтана в Казахстан, и впечатления о нашей стране у него самые замечательные.

- Золтан, как получилось, что вы приехали в Казахстан?

- Начну с того, что впервые я приехал в Алматы еще 3 года назад, для набора слушателей на программы MBA. Тогда же я читал лекции по менеджменту в КБТУ, до этого встречался в Венгрии с казахстанскими студентами, которые приезжали на учебу по программе MBA. То есть мое знакомство с казахстанцами состоялось не вчера…

- Здесь вы представляете бизнес-школу Central European University…

- Да, она сопоставима с вашим университетом, потому что тоже сфокусирована на развитии бизнеса и общества, их взаимодействии, и по возрасту наши университеты примерно одинаковы.

- А венгерские и казахстанские студенты – похожи друг на друга?

- Я бы сказал, что они имеют схожие проблемы.  С одной стороны, мы должны им преподавать современные концепции бизнеса и пути организационного поведения, которые идут с Запада. Но в то же время у нас есть культурные различия с теми странами, откуда приходят эти идеи. Ведь западные ценности отличаются от наших с вами.

- То есть вы считаете, что ценности Венгрии и Казахстана идентичны?

- Скорее, они просто отличны от западного, американского понимания. Это мое мнение, поскольку я уже успел узнать кое-что о ваших студентах, вашей стране.

- Насколько мы знаем, ваш приезд к нам стал возможен благодаря заключенному между CEU и AlmaU договору…

- Да, договор был заключен в рамках сотрудничества с CEEMAN, активным членом которого является наш университет и лично я. Да, хотел бы отметить, что AlmaU организовал суперконференцию в сентябре! Дни, проведенные в отеле «Rixos» и «Бахчи-Сарае», незабываемы, в первую очередь, благодаря тому уровню организации, который продемонстрировал ваш университет.

- Приятно слышать!

- Я очень благодарен за эти насыщенные интересным контентом дни, тем более, что мне здесь все интересно, ведь я приехал к вам из очень похожей страны – Венгрии. Все в Венгрии знают, что мы имеем общие корни с Казахстаном, у нас тоже есть лошади, юрты, немного похожи языки. Сейчас я очень заинтересован в работе в вашем университете, у меня в планах вернуться сюда на летнюю школу, и если это возможно, я надеюсь, мы станем стратегическими партнерами в долгосрочной перспективе.

- Расскажите о своей работе в AlmaU, что вы преподаете?

- На данный момент я преподаю курс на английском языке для иностранных (казахстанских) студентов. Причем использую мои личные case-study, которые заняли 1-е место в CEEMAN’s Champions Award. Я часто использую симуляционную видеоигру, которая обычно очень нравится клиентам. Студенты это любят, и я вижу, что студентам AlmaU она тоже нравится. Это подкрепляет концепцию позитивной психологии, подробнее узнать о ней вы можете из «Потока» Чиксентмихайи - его книги переведены и на русский язык. В прошлом году я написал книгу в соавторстве с ним (Михаем Чиксентмихайи – авт.), в этом году мы пишем еще одну. Также я преподаю в AlmaU курс PhD, где мы рассматриваем, как нужно эффективно преподавать курс по бизнесу, изучаем коммуникации внутри класса, мотивацию и динамику процесса обучения.

- Каковы ваши впечатления о наших студентах, какие они?

- Они очень динамичны, каждый день проводят разные мероприятия, занимаются спортом. Знаете, согласно позитивной психологии Чиксентмихайи, если люди активны, увлекаются спортом, творчеством – это уже прямая дорога к счастью. И этот «поток» возникает, когда существуют высокие задачи, активность, и есть хороший набор навыков, который помогает выполнять эту работу. Когда студенты приходят в ваш университет, они видят очень много препятствий, трудностей (не только в академическом плане, так как проводится очень много мероприятий), и тут они начинают развивать свои навыки. Достигнув того состояния, когда они справляются со всеми вызовами, студенты ощущают счастье – так и возникает этот «поток», находясь в котором, люди чувствуют себя комфортно, потому что они становятся творческими и успешными. И заканчивая университет, уже находясь в этом состоянии, они, наверняка, ищут такое же состояние и на работе. Поэтому для университета очень важно налаживать связи с корпоративными партнерами, именно такими, которые готовы принимать и поддерживать детей, стремящихся к росту.

- А что бы вы изменили в нашем подходе к студентам?

- Наверное, сделал бы более строгую систему учета присутствия на занятиях. Потому что состояние «потока» обеспечивается еще и концентрацией - это подтверждено психологами и учеными, которые изучают мозг. Ни один художник, спортсмен, писатель не может быть успешным, если делает очень много дел, поэтому нам необходимо фокусироваться и концентрироваться. И этот фокус, концентрация начинается именно с дисциплины – то есть, если в 6 часов начало, то ты это делаешь в 6, а не позже. Мне нравится, что ваши студенты очень активны, что они энтузиасты и помогают мне во всем, это также относится и к моим коллегам из AlmaU.

- А какое впечатление сложилось о Казахстане?

- Знаете, люди в Европе очень удивляются, когда я говорю им, что еду в Казахстан. Они знают, что это где-то в Центральной Азии, но я сообщаю им, что это настолько большая страна, что время перелета из одного города в другой составляет 3-4 часа, а на поезде 2-3 дня. У нас в стране это было бы огромной привилегией, если бы была возможность столько путешествовать, чтобы получить знания. За 3 часа у нас можно долететь из Будапешта до Рейкьявика или до Дублина, когда у вас все это внутри только одной страны.

- У нас неформально существует такое понятие, как «казахский менеджмент», кто-то причисляет к нему непотизм, родовые связи, деление на жузы и т.д. Говорят, что эти и другие факторы формируют национальный менеджмент, его особенности. Ваше мнение: существуют ли различия в менеджменте разных стран, может быть национальные, ментальные?

- Я считаю: да, существуют. Например, в скандинавских странах, в Америке, есть один уровень взаимодействия, а в Центральной Азии, в Центральной Европе уже работает дополнительный уровень, более глубинный, тогда как в арабском мире он может быть еще глубже. Это реальность, и я не считаю, что это нехорошо. Это будет плохо, если кто-то приедет, например, с Америки и будет управлять здесь по своим правилам, потому что он не знает всех тонкостей местного менеджмента. Если вы хотите работать в этой стране, то нужно учиться здесь, понимать местный контекст. Это тренд, и он просматривается в работе CEEMAN: мы говорим о том, что существуют глобальный и местный контексты. В чем и состоит преимущество локальных школ: местный контекст можно будет изучить только здесь. А в хороших школах, таких как AlmaU и CEU, можно изучить и местный, и глобальный контекст. Поэтому очень важно школам разрабатывать свой материал для преподавания. 

Share: