В Алматы состоялся Форум «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах».
18-19 мая 2017 г. в Алматы прошел Форум «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах». Организатором события выступил Almaty Management University (ранее МАБ), при поддержке акимата г. Алматы, Министерства образования и науки РК, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Центра международных программ «Болашак», KFMD (Казахстанский фонд развития менеджмента) и Ассоциации предпринимательских университетов Казахстана. Генеральным спонсором мероприятия стала компания Ordabasy Group.
Форум посетили более 20 гостей из 15 стран мира: США, Великобритании, Франции, Германии, Турции, Китая, Македонии, Чехии, Бангладеша, Индии, Сингапура, Малайзии и других стран.
Поздравить AlmaU с трансформацией в предпринимательский университет приехали и представители зарубежных бизнес-школ – гость из Соединенных Штатов Америки, директор всемирно известного, ориентированного именно на создание предпринимательской среды Babson college – г-н Винод Радхакесун, профессор Сингапурского Университета Менеджмента Аркот Десаи, директор Управления международного развития Тэйлорс Университета (Малайзия) Фредерик Бушон, Профессор Высшей Школы Экономики в Праге Душан Куцера, профессор Департамента менеджмента и маркетинга Гонконгского Политехнического Университета Бонни Чен, представитель кафедры предпринимательского права Казанского Федерального Университета Андрей Михайлов и Президент Американского Университета в Центральной Азии Эндрю Вехтель! Поддержали казахстанский вуз и давние международные партнеры – генеральный директор АМВА International Эндрю Уилсон и член Совета Российской Ассоциации бизнес образования Марина Петрова.
На форум также приехал ответственный секретарь Министерства образования и науки РК Арын Орсариев.
Стоит отметить, что форум собрал 524 участника, в том числе около 200 представителей школ и университетов, 170 – частного сектора и бизнеса, 100 – из государственного сектора и 50 – из медицины. На форуме присутствовало 7 ректоров вузов, 15 главных редакторов казахстанских СМИ. Перед участниками выступили 114 спикеров на 8 секциях! Статус и размах мероприятия свидетельствовали о том, что общество и государство сегодня отчетливо осознают - именно инновационные и предпринимательские вузы могут стать локомотивами модернизации экономики.
Тема предпринимательских университетов с момента своего появления является предметом активного обсуждения в мировой академической, научной и деловой среде. И в Казахстане постепенно приходят к переосмыслению роли университетов в построении экономики нового типа.
Что такое «предпринимательские университеты» и зачем они нужны? Почему нашумевшая концепция "тройной спирали" известного ученого Генри Ицковица ставит именно вузы на первое место в деле формирования и внедрения новых идей и технологий? Как стимулировать развитие таких предпринимательских вузов в Казахстане и какими они должны быть? Ответы на эти вопросы и искали спикеры и участники форума.
Кроме того, в рамках конференции были рассмотрены такие направления, как тренды в области предпринимательского образования, развитие новых форм предпринимательства, индустрия 4.0, цифровизация, а также оценка влияния инвестиций на предпринимательство.
От «цифровых ковбоев» до акул пера!
Чрезвычайно насыщенная программа форума началась с выставки start-up- и предпринимательских проектов «Doing business with AlmaU». В ходе открытия участникам были предложены Healthy Breakfast и Detox Bar. После приветственных слов президента AlmaU Асылбека Кожахметова, в атриуме вуза открылась панельная сессия: «Предпринимательское образование XXI века: университеты, государство, бизнес, общество».
В своей речь президент вуза поделился видением того, почему сегодня важно предпринимательское образование и что собой представляют быстроразвивающиеся общества, к которым, по его мнению, относится и Казахстан: «Сегодня вузы уже не должны давать знания, как нечто готовое и неизменное. Сама область знаний становится относительно маленькой и быстро устаревает. Зачастую то, что студентам дают на первом курсе, на четвертом может быть уже неактуальным. Поэтому задача предпринимательского образования – не давать знания как что-то окончательное, а давать основы, которые не изменятся через пять и десять лет, а также делать акцент на развитии личности, чтобы человек умел критически мыслить, был деятельным и не боялся ошибок. Тогда вместо человека в «скорлупе» мы вырастим личность с внутренним стержнем, верой в себя, семью, бизнес, Казахстан и мир в целом. Именно эти качества я считаю наиболее важными для будущего лидера. И именно задачу воспитания такого человека я вижу главной задачей предпринимательского вуза!», - подчеркнул А. Кожахметов.
Арын Орсариев, ответственный секретарь МОН РК, в прошлом ректор Павлодарского госуниверситета, поделился успешным опытом создания International Startup Academy: «В Казахстане считается, что качественное образование не там, где студенты катаются на «мерседесе», а преподаватели – на маршрутке, а наоборот! И я так считал, пока кое-что не произошло», - отметил спикер. Оказалось, однажды ректор познакомился со студенткой, которая благодаря своему хобби, стала лучшим в области специалистом по стеклу. Девушка начала с того, что попросила у преподавателя разрешения обжечь в специальной печи остатки стекла, чтобы делать сувениры. Тот разрешил – и было положено начало делу, которое сегодня оценивается в 23 млн. тенге. Девушка окупила, еще обучаясь в вузе, все затраты на свое обучение. «Сегодня идет «вымывание» выпускников из области (СКО) и Северного Казахстана в целом, у нас большая конкуренция с Омском, Томском, Новосибирском, - отметил спикер, - и в этой ситуации мы решили изменить направление обучения в вузе, масштабировать опыт предпринимательского образования, создать стартап-академию. И мы начали нацеливать наших студентов на создание бизнеса, в итоге из 2000 выпущенных у нас в прошлом году студентов 200 – попробовали себя в предпринимательстве, у 50 – получилось, 20 – начали платить налоги, и 10 – выплатили налогов на сумму, большую, чем стоимость их обучения и выплаченные стипендии вместе взятые».
Тезисы, которые выдвинул модератор панельной сессии Асылбек Кожахметов звучали следующим образом:
- на данный момент существует три вида университетов - преподавательский ("колледж"), научно-исследовательский и предпринимательский, которых становится больше в мире;
- нашумевшая концепция "тройной спирали" известного ученого Генри Ицковица расширилась в новых реалиях, включив четвертого участника "университет-бизнес-государство+сообщество". Но именно вузы становятся на первое место в деле формирования и внедрения новых идей и технологий.
- в предпринимательском университете все должны быть предпринимателями. "Именно поэтому преподаватель должен ездить на "крутой" машине, а не студенты. Тогда к нему пойдут студенты в рамках академической свободы", - заметил А. Кожахметов, отвечая на предыдущий тезис А. Орсариева.
Профессор Сингапурского Университета Менеджмента Аркот Дисаи поздравил президента AlmaU с трансформацией университета в предпринимательский. Он отметил, что «тройная спираль» Ицковица (бизнес – вузы – государство) не всегда работает. Проведя исследования в этой области, ученый определил, что это происходит, если взаимодействие бизнеса, университетов и власти не подкрепляется наличием инвесторов и исследовательских лабораторий.
Винод Радхакесун из Babson college говорил о том, как предпринимательское образование помогает развитию регионов и стран. Babson college сейчас фокусирует внимание на развитии молодежного и женского предпринимательства, и спикер отметил, что не уедет из центральноазиатского региона, пока не откроет здесь школу для женщин-предпринимателей.
К слову, Babson college 24 года подряд является программой №1 в США по количеству международных студентов, качеству МВА-программ и прибыльности вложенных инвестиций. Говоря о секрете успеха Babson college в области развития предпринимательского образования, спикер заявил: «Предпринимательство у нас в ДНК!». Целью предпринимательского вуза гость считает экспоненциальный рост ВВП в тех регионах, где преподает школа. «В течение первых 3 месяцев студент проходит у нас теоретическое обучение, а по вечерам учится бизнесу, - рассказал г-н Радхакесун, - затем мы даем ему деньги и год времени, чтобы запустить свой бизнес. Они должны получить прибыль!»
Всего в рамках форума участники смогли посетить 8 секций, в числе которых: «Предпринимательская среда будущего», «Развитие предпринимательства как фактор инвестиционной привлекательности Казахстана», «Предпринимательство в здравоохранении», «Молодежное предпринимательство», «Лидерство женщин в бизнесе», «Глобальное образование: вызовы и тренды», «Предприниматели 4.0: «цифровые ковбои» и «Портрет современного менеджера в свете глобальных перемен».
Также во время форума состоялись два заседания (Ассоциации предпринимательских вузов Казахстана на тему "Результаты развития предпринимательского образования в РК" и Клуба главных редакторов на тему «Модернизация 4.0 в области медиа: тренды ближайшего будущего») и презентация книги «Менеджмент: теория и практика управления».
Украшением второго дня стали церемония вручения ежегодной студенческой премии AlmaU «Алтын Тамга» и церемония вручения премии «За академическую честность».