В Алматы обсудили возможности и проблемы социального предпринимательства
В Алматы прошла конференция «Социальное предпринимательство (СП) как новая модель устойчивых социальных изменений», организованная British Council (Британским Советом) в партнерстве с компанией «Шеврон» и Almaty Management University (ранее МАБ). Цель конференции - обсуждение концепции социального предпринимательства, обмен опытом и создание возможности для участников представить успешные примеры и обменяться мнениями об инновациях, тенденциях и проблемах в сфере социального предпринимательства.
В рамках конференции, вниманию участников (многие из которых – социальные предприниматели, либо намерены открыть социальный бизнес) были представлены презентации, семинары, пленарные заседания, дискуссии и различные социальные проекты.
«Социальное предпринимательство - это возможность интегрировать бизнес-модель успешной компании с социальной моделью решения конкретных проблем общества», - подчеркнула представитель компании «Шеврон» Лейла Айтмуханова.
«Мы надеемся, что данная конференция поможет стимулировать развитие социального предпринимательства в Казахстане и укрепить связи между социальными предпринимателями, общественными организациями, бизнесом и государственными органами», - отметил Роуэн Кеннеди, проектный менеджер партнерской программы Британского Совета в Казахстане «Ньютон – аль-Фараби».
Президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов, говоря о значении данной конференции, заметил, что социальное предпринимательство разительно отличается от благотворительности или социальной ответственности: «Питер Дракер (основоположник теории бизнеса – авт.) говорил: «Если вы считаете, что целью бизнеса является прибыль, то вы должны считать, что целью жизни человека является дыхание». Да, прибыль, как и кислород – это инструмент, без которого нельзя прожить. Но на самом деле целью бизнеса всегда является страсть, интерес – социальный, патриотический, личный. Если говорить о различии благотворительности и социального предприятия, различие громадное. Благотворительность – это современная форма средневековой индульгенции. Бизнес таким необременительным способом как бы избавляется от необходимости быть социально ответственным, думать о благе общества более глобально. В случае социального предпринимательства ты вкладываешь в проект не только деньги, ты вкладываешь сердце, душу. Мы не против благотворительности, как таковой, но правильный, ответственный подход, на мой взгляд, – это когда вы делитесь сердцем, руками, волонтерами».
Леоне Джаретт из Школы социального предпринимателя, Лондон, рассказывая о возможностях в этой сфере, отметила, что учить предпринимательству, в том числе и социальному, нужно не в теории, а на практике.
Ксения Южанинова, директор Центра развития предпринимательства и инноваций AlmaU, убеждена: «Самые перспективные идеи рождаются в университетах, и от нас зависит, насколько эти идеи будут реализованы, и будет ли получен социальный эффект».
Талгат Доскенов, Председатель Комитета социальной cферы и социального партнерства НПП РК "Атамекен", рассказал о продвижении законопроекта о социальном предпринимательстве в Казахстане: «Закон «О социальном предпринимательстве» Национальная палата предпринимателей будет продвигать либо через министерства и правительства (это очень долгий путь), либо через инициативу депутатов. К сожалению, в РК (по нашему опыту) между инициативой законопроекта и ее реализацией может пройти 15 лет, а то и больше».
Интерес участников конференции вызвала презентация проектов в сфере социального предпринимательства. Так, представители BI group рассказали о проекте «Дом мамы», который дает временное прибежище и возможность трудоустройства молодым матерям и их детям, оказавшимся без крова и поддержки близких. Эмин Аскеров из Астаны презентовал еще один пример социального предпринимательства - цех по производству плетеной мебели. Елдос Баялышбаев из Талдыкоргана открыл тренажерный зал для людей с ограниченными возможностями, о становлении своего бизнеса он и поведал участникам форума.
Также в рамках мероприятия прошли презентации и мастер-классы на тему фандрайзинга, финансовой грамотности, наставничества, маркетинга и нетворкинга для социальных предпринимателей. Особый интерес собравшихся вызвал семинар Ринада Темирбекова, исполнительного директора Фонда Евразия Центральной Азии, на тему: «Фандрайзинг и спонсорство: разработка проектной заявки». Ринад успел за 45 минут выдать огромное количество полезной информации, которая, конечно, пригодится будущим предпринимателям в построении социального бизнеса. Представители общественных объединений, НПО, фондов интересовались источниками, из которых можно получить финансирование, инструментами фандрайзинга, критериями отбора поданных заявок, структурой заявок и прочими практическими вопросами.
Кроме того, участники конференции смогли ознакомиться с результатами исследования по социальному предпринимательству, проведенного лабораторией AlmaU. Результаты исследования послужили основой для дискуссии, в ходе которой обсуждались проблемы и перспективы социального предпринимательства в Казахстане, роль государства в продвижении концепции социального предпринимательства и привлекательность социального предпринимательства для бизнеса.
Согласно результатам исследования AlmaU, на данный момент в Казахстане пока нет общего понимания концепции социального предпринимательства, что порой приводит к неверным толкованиям. Для улучшения данной ситуации и поддержки дальнейшего развития социального предпринимательства необходимо проводить разъяснительную работу и представлять примеры реальных проектов от практикующих социальных предпринимателей.
По итогам конференции была принята резолюция, в частности, было решено:
- объединить усилия/усилить координацию работы основных заинтересованных сторон в сфере развития СП (доноры, госорганы и НПО);
- расширить помощь со стороны корпоративных доноров, включая нефинансовую поддержку, например, менторство, предоставление рабочего места в компании, pro-bono консультации и т.д.
- рассматривать лабораторию по СП AlmaU в качестве методологической площадки для определения и обсуждения основных критериев СП в Казахстане, проведения мероприятий и исследований в области СП, разработки кейсов на примере успешных СП;
- вкладывать в развитие казахстанских экспертов, методистов, ученых-исследователей в области СП;
- рекомендовать банкам и институтам развития разработать финансовые продукты, сфокусированные на потребностях социальных предпринимателей.