Школа инженерного менеджмента AlmaU: обучение на стыке отраслей

Новости

Август 28, 2018

Школа инженерного менеджмента AlmaU: обучение на стыке отраслей

Менеджер с навыками программиста, аналитик больших данных, программный инженер – все больше новых специальностей приходит на смену ставшим уже традиционными сисадминам и программистам. На самом деле речь идет о совершенно разных профессиях. В чем отличие? Читайте в интервью с деканом Школы инженерного менеджмента (ШИМ) AlmaU Куанышем Абешевым.

- Расскажите, какие знания вы даете в вашей школе?

- Начнем с того, что ШИМ – это школа международного уровня в области инженерного менеджмента в Казахстане, целью которой является подготовка специалистов в области IT, программной инженерии и Big Data с управленческими компетенциями. Наша школа подойдет для людей, которые имеют технический склад ума, испытывают интерес к информационным технологиям, готовы участвовать или создавать инновационные проекты и стартапы. Наши программы дают как основные знания в области информационных систем, так и глубокие знания в областях программирования, анализа данных, разработки игр, финансовых технологий и т.д. Программа развивает алгоритмическое и архитектурное мышление.

- Кем в итоге сможет работать выпускник вашей школы?

- Профессиональным WEB-разработчиком, профессиональным разработчиком IoT (интернет вещей), специалистом по Data Science (анализу данных), профессиональным разработчиком игр, специалистом по финансовым технологиям (blockchain, bitcoin, smart contracts и т.д.), консультантом по IT-инфраструктуре. Список можно продолжать, на самом деле мы даем знания на стыке отраслей, поэтому сфер их применения гораздо больше того, что я перечислил.

- Вы готовите только бакалавров?

- И магистров тоже. Продолжительность обучения – 4 года на бакалавриате, и 2 года в магистратуре. Преимущество обучения на данной специальности в AlmaU состоит еще и в том, что вы можете выбрать одно более узкое направление, например, Data Science, Game Development, Web-Programming, Fin-Tech, и получить глубокие профессиональные знания в этой области. Вам будут помогать профессора-практики, которые имеют большой опыт в программировании и в научной деятельности.

- То есть можно получить узкую специализацию?

- Да. С первого года обучения студенты специальности «Информационные Системы» будут изучать программирование и необходимую математику. А на старших курсах студенты смогут выбрать своё направление и углубляться в те предметы, которые им больше по душе

- Какие в вашей школе представлены специальности?

- Формально у нас на бакалавриате есть только одна специальность - «Информационные системы» (ИС), а уже внутри нее мы реализуем экспериментальное ведение двух новых специальностей. Это образовательные траектории «Программная инженерия» (Software Engineering) и «Бизнес-аналитика и глобальные данные» (Business Analytics and Big Data). У них пока нет своего шифра специальности, они не входят в классификатор МОН, поэтому базируются на учебной программе «Информационных систем». «ИС» преподается на русском и казахском языках, а Software Engineering и Business Analytics and Big Data -  на английском. Отличия есть и в содержании этих программ. Еще есть одна специальность на программах магистратуры – «Информатика», на ее базе мы также обучаем магистров по тем же двум траекториям: Business Analytics and Big Data, Software Engineering. Кроме того, мы подали заявку на получение лицензии на программу магистратуры «Информационные системы», и если мы получим лицензию, у нас будут 2 магистерские программы.

- По стоимости программы отличаются?

- На данный момент у поступающих в нашу Школу на 1 курс любой специальности стоимость обучения одинаковая. 1 кредит стоит 28 тысяч тенге, и количество кредитов, которые необходимо закрыть, на всех программах одинаковое. Это облегчает возможность перевестись в рамках школы с одной специальности на другую. Так, в этом году мы приняли решение переводить 5 лучших ребят (конечно, по желанию) со специальности «ИС» на Software Engineering или Big Data (причем как грантников, так и учащихся платного отделения). Отбор будет осуществляться на основе результатов тестирования по английскому языку и математике, это важно, поскольку обучение на этих специальностях ведется на английском языке, а модель компетенций подразумевает хорошее знание математики.

- К вам можно поступить на грант?

- Да, но только на те специальности, которые есть в реестре МОН, это «Информационные системы». В этом году мы подали заявку на гранты, к нам уже поступило на грант 10 человек. Претендовать на государственный грант могут абитуриенты, которые сдали в 20-х числах июня ЕНТ, и те, кто окончил колледж и сдавал КТ. Начиная с 18 июля, они подали заявки на госгрант и участвовали в общем конкурсе.

- Какие профильные предметы на ЕНТ нужно сдавать, чтобы претендовать на грант по специальности «Информационные системы»?

- Физику и математику – это два предмета, которые дают возможность поступить на технические специальности. В целом по Казахстану на «ИС» выделено в этом году 1500 грантов, их распределение происходило между теми ребятами, кто подал на грант на эту специальность и получил высокий балл на ЕНТ/КТ.

- Есть ли какой-то минимальный балл, который нужно набрать, чтобы пройти на грант?

- Минимального балла нет. Гранты распределяются среди 1500 человек, набравших максимальные баллы. Соответственно, сколько студентов укажут AlmaU при подаче заявки на грант в первом порядке и попадут в число этих 1500 человек, столько и поступит на грант в наш университет. А на платное отделение могут поступать все, кто набрал больше 55 баллов, но не прошел на грант.

- Есть ли категории абитуриентов, для которых действуют особые условия приема?

- Да, это выпускники НИШ (Назарбаев Интеллектуальных Школ). Поскольку они учатся 12 лет, и программа обучения у них достаточно сильная, в 12 классе они могут выбрать траекторию, уклон, в соответствии с которым изучают какие-то предметы более углубленно. Если ребята выбрали физико-математическое направление, то вероятность того, что они сразу поступят к нам на 2 курс, минуя 1-й, очень высока. Но для этого они должны сдать английский язык и математику. При наличии сертификата IELTS не ниже 5.0, английский сдавать не нужно. А тестирование по математике проходит в нашем университете каждый четверг, в 12 часов. Это похоже на перезачет кредитов, за счет чего программа сокращается, и обучение длится не 4, а 3 года. Но здесь к каждому студенту мы подходим индивидуально, в соответствии с его транскриптом.

- У вас есть гранты, которые дают компании?

- В прошлом и позапрошлом году компании ERG (Eurasian Resources Group) и «Серпін» выделяли гранты на обучение по программе Business Analytics and Big Data. В этом году грантов пока не было. У нас есть и другие формы сотрудничества с бизнесом: наши студенты регулярно проходят стажировки в следующих компаниях: Первое Кредитное Бюро, Крыша/Колеса/Маркет, Ракетная фирма, SAGRAD, Chocolife, GreetGo, АТФ Банк, Каспи Банк, Beeline и другие.

- Есть ректорские гранты?

- Есть гранты и скидки. Весной, в апреле, мы провели олимпиаду, участники должны были решить аналитическую задачу – спрогнозировать стоимость машины той или иной марки в зависимости от различных параметров: вида и объема двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д. Отличившимся мы дали три 100%-ных гранта на 4 года – на Business Analytics and Big Data, Software Engineering и «ИС». Обладателям 4-го, 5-го и 6-го мест – 50%-ную скидку, и последние 3 места получили 25%-ные скидки.

- Какие формы обучения у вас есть?

- У нас, в силу специфики и сложности процесса обучения, действует только дневная форма. Заочно или дистанционно мы пока не работаем.

- Какой у вас преподавательский состав? Есть ли зарубежные преподаватели?

- Штат пока небольшой, иностранцев нет, но большинство преподавателей получили образование за рубежом. Я обучался на PhD здесь, в Казахстане, по совместной с Wisconsin Madison University программе, в 2014 году – прошел стажировку за рубежом.

Мой коллега, профессор-исследователь и практик, Тимур Бакибаев, тоже окончил зарубежный вуз в Германии, Heidelberg University, он имеет степень PhD по информатике. Тимур ведет ряд проектов – с компаниями Beeline, MasterCard (проект финтехлаборатории) и разработчиком программного обеспечения ТОО «SAGRAD», где он является советником.

Сибанбаева Саулет Ербулатовна, PhD по экономике, раньше работала в финансовом секторе, в банках. Практик с опытом, она преподает у нас инфокоммуникационные технологии – общий базовый курс, который является обязательным у всех специальностей.

Рамазанов Ермек Тлесбаевич, кандидат физико-математических наук, преподает у нас математику и программирование.

Наши преподаватели вместе со студентами регулярно участвуют в различных хакатонах, конкурсах и других мероприятиях. Недавно в одном из таких конкурсов одержал победу наш проект финтехлаборатории. И в результате студентка-первокурсница нашей Школы смогла бесплатно пройти в Астане 3-месячную стажировку, которая стоит 30 тысяч долларов.

- Какие преимущества ШИМ вы бы отметили?

- Это стажировки в международных IT-компаниях, возможность обучения в зарубежных вузах по обменным программам, преподаватели-практики. Кроме того, 70% наших преподавателей – выпускники престижных вузов США и Европы.

- Есть ли у вас двудипломные и обменные программы?

- Двухдипломных программ нет. По линии Erasmus+ мы сотрудничаем с французским университетом Leonard de Vinci, ведем с ними переговоры по поводу открытия двудипломной магистерской программы по Big Data (она сейчас осуществляется у нас на базе специальности «Менеджмент»). Если переговоры пройдут успешно, то студенты будут обучаться 1 год в Казахстане и 1 год – во Франции. Планируем также запустить стажировки с Парком высоких технологий (Минск, Белоруссия), пока мы практикуем академический обмен студентами и преподавателями с нашими зарубежными партнерами: Tel Aviv University, Малайзийским университетом технологий, Харбинским Политехническим университетом (HIT). Сотрудничаем с немецкой компанией, производителем программного обеспечения для организаций SAP, Academy Cube и другими.

- Какие партнеры у вас есть среди компаний?

- Это ТОО «SAGRAD», которое я уже упоминал, Первое Кредитное Бюро (сотрудничаем в плане анализа данных), ERG (ТОО «Business & Technology Services»), АТФ Банк, Beeline (разработка Web-порталов), «Казахтелеком», Каспи Банк, ChocoFamily. Часть из них тоже создают свою лабораторию Big Data, и мы уверены, наши ребята смогут устроиться в эти компании после окончания вуза.

- Можно ли перевестись к вам из других вузов и специальностей?

- Если студент, который поступил на другую специальность, в течение полугода решил перевестись, он просто сдает разницу по профильным предметам и спокойно переводится. Конечно, если уже 2-3 курс, разница по предметам может быть больше, тогда перевестись сложнее. Но если специальность одна, то разница будет только в университетском компоненте, и ее не сложно закрыть. Каждый раз мы индивидуально высчитываем разницу - какие предметы мы можем индивидуально зачесть.

- Расскажите больше о модели компетенций ваших выпускников?

- Модель компетенций выпускника ШИМ отличается тем, что, помимо специализированных компетенций, в нее входят управленческие и профессиональные компетенции (Soft skills). То есть на выходе мы получаем не просто инженера-программиста, но управленца, IT-шника с навыками предпринимателя.

Профессиональные компетенции включают в себя: IT-инфраструктуру, программирование на Python/Java/R/C, основы кибербезопасности и архитектуру компьютерных систем. Управленческие компетенции – это стратегический менеджмент, корпоративные финансы, управление рисками, маркетинг и т.д.

Специализированные компетенции траектории Software Engineering: а) Mobile development, b) Design thinking and rapid prototyping, c) Roadmap of Internet of Things, d) Программирование для IOS. Специализированные компетенции траектории Business Analytics and Big Data: а) алгоритмы и структуры данных, b) экосистема больших данных, c) Типологии анализа больших данных и d) сценарии применения Big Data.

- Что будут уметь ваши выпускники на выходе?

- Если исходить из траектории обучения, на базе ИС есть две траектории: 1) веб-дизайн и гейм-дизайн, создание мобильных приложений и 2) IoT (интернет вещей).

В зависимости от того, что выберут ребята, они смогут создавать различную инфографику, разрабатывать дизайнерские решения, анимации, иллюстрации, картинки - то есть уметь делать то, чем занимаются арт-компании. Они научатся работать в PhotoShop, Illustrator, Adobe Muse, создавать собственные проекты. Например, выпускник этого года «ИС» Темирлан Кенжегалиев сам создал игру-мобильное приложение AnimJa и монетизировал ее – в App Store и Google Store. Причем он сам создавал анимацию, проделал большую работу, музыку они записывали в отдельной студии. Внутри самой игры он придумал фишки, которые помогают ее продвижению.

Еще два выпускника создали проекты на базе Django (фреймворк, позволяющий разрабатывать веб-сайты быстро и просто): один проект был создан под питомник для животных, там даже использовались возможности Казкома, чтобы можно было онлайн отправлять пожертвования. Второй проект представляет собой веб-игру с уникальным дизайном.

Вторая траектория – Интернет вещей, или т.н. технология «умного дома». На базе различных датчиков, микропроцессоров ребята смогут научиться собирать и анализировать данные с датчиков температуры, света и т.д. Они научатся базовым вещам: как программировать эти микропроцессоры, подключать их к Bluetooth, Wi-Fi, 3G модулю, то есть собирать их, как конструктор.

Еще есть две траектории внутри Big Data – это 1) визуализация данных, обработка больших данных, машинное обучение, и 2) блокчейн (с акцентом на финтех), machine learning clustering (кластерное машинное обучение), Python для финансов.

- Какие успешные проекты Школы и ваших выпускников вы можете назвать?

- Кроме уже названных мобильной игры для iOS/Android Animja, Web-site для собачьего питомника с онлайн платежами, у нас еще была установка сети под ключ для колледжа, представление мобильного приложения для игрофикации депозитов на Хакатоне ЦентрКредит Банка, выступление на мейкатоне в г. Караганда (наши студенты разработали специальные ходунки для людей с ограниченными возможностями, это социальный проект) и победа в хакатоне по развитию туризма, организованном акиматом г. Алматы – там мы заняли 1 место.

- Спасибо за интервью и успехов вашей Школе!

 

 

 

Поделиться: