Рост продолжительности жизни изменит роль женщин в обществе
30 мая 2018 года в Алматы состоялся II ежегодный Международный форум «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах: трансформация ценностей».
Форум собрал известных международных и казахстанских экспертов, руководителей и представителей предпринимательского и академического сообществ, органов государственного управления, НПО, СМИ.
В рамках форума прошла панельная секция «Гендерное разнообразие в предпринимательском образовании: проблемы и перспективы». На секции, в частности, обсуждалось, нужно ли учить раздельно предпринимателей мужчин и женщин?
Ляззат Коккозова, генеральный директор Агентства стратегических коммуникации «Success K», Казахстан, отметила, что она против раздельного обучения, но причина оказалась неожиданной. Ляззат считает неверным сам термин «гендерное равенство»: «Сами различия в функционировании мозга у женщин и мужчин (эти исследования проводились в России) говорят о том, что мужчина смотри вперед, думает дальше, выше, перспективнее. Женщины умеют строить доверительные отношения, сохранять завоеванное, дипломатично выстраивать беседу. При этом из 100% людей только 2% умеют что-либо создавать, 3% - готовы участвовать в процессе, и 95% - находятся в позиции критиков, сторонних наблюдателей. Поэтому учить отдельно женскому или мужскому предпринимательству нет смысла, считает спикер: «В предпринимательство меня привело далеко не специальное образование. Важнее личный стимул человека, личное желание достигать целей, добиваться успеха».
Ботагоз Жуманова, президент ассоциации по развитию и исследованию образования, отметила, что весь мир пришел к универсальному образованию: «Даже религиозные школы объединяют мужское и женское обучение. Сегодня другой тренд. Должно быть не раздельное, а персонализированное образование. Ведь каждый человек уникален и может принести в мир собственную услугу или продукт. По словам Ботагоз, на рынках всего мира женщины в среднем получают зарплату на 30% меньше мужчин, в том числе потому что женщины уходят в декрет – на это уходит в среднем до 10 лет. А вся карьера строится до 35 лет, потом она уже работает на вас – как зачетка на прилежного студента, который 1-2 курс проучился на отлично».
По мнению Ботагоз, женщины должны идти в предпринимательство: «Ролевая модель женщин все равно будет меняться, особенно с учетом роста продолжительности жизни. Если, как прогнозируют, мы будем жить до 120 лет, то постепенно мы станем своего рода моделью жизни для наших детей. Уйдет старая модель: школа – вуз – работа – пенсия. Потому что будет еще сверх этого 60 лет, и нужно будет постоянно профессионально развиваться на протяжении долгой жизни.
Также Ботагоз отметила, что у таких трендов, как социальное предпринимательство» - женское лицо, так как женщины видят социальные проблемы и хотят их решать. Но это, конечно, не дает бешеных доходов, скорее ощущение реализованности и своей нужности обществу.
Алсу Ахметшина, директор Высшей Школы Бизнеса, Казанский Федеральный Университет, отметила, что в России заметна тенденция роста числа женщин на руководящих должностях – в 2 раза с 2000 года. Средняя зарплата мужчин в России на 36% выше, чем у женщин. При этом 62% руководителей высшего звена – мужчины: «Именно занятость и образование – эти две сферы – создают разрыв в индексе качества жизни мужчин и женщин, - считает А. Ахметшина, - здесь и необходимы коренные изменения».
Анастасия Липовка, исследователь в области гендера и менеджмента, кандидат PhD AlmaU, Казахстан рассказала об интересном исследовании, проведенном в AlmaU. По ее мнению, исследования, которые проводятся в области устройства мужского и женского мозга, мышления и т.д., зачастую интерпретируются в зависимости от гендерных стереотипов общества. Так, в США, как и в России, велись исследования на эту тему, однако их результаты (кстати, похожие) интерпретируются совершенно иначе: «В 2016-2017 учебном году мы провели исследования среди студентов специальностей «Учет и аудит», «Менеджмент и маркетинг» и «Информационные системы». Мы ожидали, что уровень гендерных стереотипов (ГС) будет ниже у студентов-менеджеров. Оказалось, к нашему удивлению, совсем наоборот. У них был самый высокий уровень ГС. У информационщиков он был ниже всех. И вот почему. После дополнительных исследований выяснилось, что все дело в учебниках и учебной литературе – в ней, особенно в казахстанской, очень мало примеров успешных женщин-предпринимателей, лидеров», - рассказала А. Липовка. По мнению спикера, чтобы изменить ситуацию, нужно менять саму систему обучения менеджмента – для этого в AlmaU в экспериментальном порядке на магистратуре был введен курс «Гендерный менеджмент», задачей которого и является борьба с гендерными стереотипами: «Женщины не должны идти только в женские сферы: образование, здравоохранение, услуги и т.д., как и мужчины должны быть представлены в разных сферах. Нужно менять установки, иначе так и будет наблюдаться разрыв в уровне зарплат, гендерный перекос в разных сферах», - считает эксперт.
В форуме приняли участие около 400 участников и 85 спикеров из 12 стран мира - деканов и директоров бизнес-школ и университетов, компаний-партнеров и международных издательств.