Рецензия на фильм «Схема»
Абикеева Гульнар, казахский киновед и кинокритик, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана и профессор Школы Медиа и Кино делает разбор фильма "Схема" Фархада Шарипова
Фархад Шарипов не спеша, но уверенно покоряет кинематографические олимпы. В 2019 году за фильм «Тренинг личностного роста» он получил Гран-при на Московском кинофестивале. В 2020 его следующая лента «18 кГц» была удостоена Гран-при в Варшаве. И вот, третья картина – «Схема» - Гран-при в Берлине в программе Generation.
Фархад Шарипов говорит на современном киноязыке. Это не просто история девочек, которые попали в сложную ситуацию, это киноповествование, рассказанное ярким языком кино – с емкими метафорами, необычной съемкой, выразительным ритмом.
Почему фильм получил Гран-При? Потому что там рассказана глобальная история. Действие фильма может происходить в любом городе мира – Москве, Амстердаме, Алмате. Здесь важна не национальная составляющая, а городская субкультура. Обычные подростки, наши хорошие детки, которые тусуются во дворах, торгово-развлекательных центрах или около, хотят самостоятельной взрослой жизни и не замечают, что их начинают использовать, как рыбок цепляя на, казалось бы, безобидные развлечения – посидеть в своей кампании, поесть, выпить, покурить. А дальше – больше. И заканчивается это несовершеннолетней проституцией.
В картине «18 кГц» рассказана история о пацанах-старшеклассниках, которые, входя во взрослую жизнь, начинают пробовать наркотики, и с одним из друзей случился «передоз». У главного героя от всего пережитого начинает «ехать крыша» - ему все время кажется, что умерший друг ходит рядом с ним. А родители не могут понять, что происходит с их сыном. Тема наркомании, столько актуальная в наше время, практически не поднимается в кино, хотя, наверное, нет подростка, который не попробовал бы их в той или иной форме.
«Схема» больше касается девочек-подростков. Так же как мальчикам важно избежать большого спектра видов наркозависимости, так и для девочек важно пройти период вхождения во взрослую жизнь без психологических травм на сексуальной почве. Здесь также, как и в предыдущей картине режиссер делает акцент не только на юных героях, но и на родителях, которые не понимают, что происходит с их детьми.
(Постер фильма очень точно передает его внутреннюю суть. В фильме есть эпизод, когда Маша ложится на снег и двигает руками и ногами. Так делают все дети и называется это «сделать ангела», потому что на снегу остается след человека с крыльями. Маша и есть этот ангел – чистая, наивная, добрая девочка, которая впервые в жизни влюбляется, и готова ради любимого сделать все, что угодно. Кстати говоря, юная Виктория Романова так хорошо сыграла роль Маши, что веришь каждой ее улыбке, каждому движения на лице, каждой эмоции. Так вот этот ангел попадает в «схему», как в железные цепи, а чуть в стороне стоит ее подруга Диана, которая уже вырвалась из этой «схемы»).
Все три картины Шарипова – это своеобразная трилогия, обращенная, на мой взгляд, прежде всего, к родителям. «Услышьте своих детей!» - призывает фильм «18 кГц». «Увидьте!» - говорит картина «Схема». «Не будьте равнодушны к преступлению, которое, возможно, совершается на ваших глазах» - говорит фильм «Тренинг личностного роста».