Проект «уСПех2016»: дарим людям надежду!
Проект «уСПех2016» завершил серию тренингов по развитию социального предпринимательства в г. Алматы. Тренинги проводят лаборатория социального предпринимательства (СП) Almaty Management University и Казахстанский Фонд Развития Менеджмента (KFMD) при поддержке акимата г. Алматы.
20-26 октября 2016 г. тренинги «уСПех2016» прошли в Наурызбайском и Турксибском районах г. Алматы при поддержке управлений внутренней политики районных акиматов. Целевую аудитория на этот раз составляли представители малого бизнеса, НПО и молодежь.
Практическая часть семинаров-тренингов, проводимых в Наурызбайском районе на базе школы №188 заключалась в командной работе над бизнес-идеями социальных проектов с учетом всех основных принципов и критериев эффективного развития социального предпринимательства.
«Специфика той или иной целевой аудитории отражалась на генерации и разработке стратегии бизнес-идей социального проекта, отмечает Нуржан Альжанова, руководитель тренингов «уСПех2016». В каждой молодежной команде менторами выступали представители малого бизнеса. И работа в таких командах, как показали тренинги, давала оригинальные и вполне реализуемые бизнес-идеи создания детских и семейно-досуговых центров, центров занятости школьников во внеурочное время, пансионатов для пожилых людей, реабилитационных центров для людей с особенными возможностями здоровья.
Принимая во внимание, что территория Наурызбайского района включает населенные пункты, такие, как Таусамалы, Акжар, Тастыбулак, Таужолы, Карагайлы, Калкаман и другие, то вполне своевременными были такие социальные проекты, как «School bus», “Центр развития ребенка” и «Happyhome».
Из представленных проектов следует отметить проект «Бумеранг», направленный на трудоустройство людей с ограниченными возможностями, и проект «Как у бабушки», включающий в себя решение проблем одиноких пожилых людей и социализацию детей из детских домов.
Необычным и инновационным оказался проект «Лабиринт», сочетающий в себе две благородные миссии: обеспечение самозанятости инвалидов первой группы по зрению и профилактика ухудшения зрения среди населения.
В Турксибском районе г. Алматы тренинги проходили на базе Молодежного Общественного Фонда «Жардем», где участниками наряду с инвалидами по зрению были представители НПО и индивидуальные предприниматели. Деятельность этих организаций направлена на содействие самозанятости среди инвалидов 1-ой группы по зрению (полностью лишенных зрения), другим группам и категориям инвалидов по слуху, с ограниченной подвижностью, а также на повышение качества жизни и социализацию инвалидов.
Директор МОФ «Жардем» Джасакбаева Ляйля Толеугалиевна рассказывает: «Нам было интересно узнать о таком тренде, как социальное предпринимательство, о зарубежном опыте развития социального предпринимательства, опыте России. Меня, как представителя НПО, волновали вопросы законодательства РК для развития СП, вопросы поиска источников финансирования для СП и вдохновили примеры уже работающих и процветающих социальных предпринимателей. Участники получили очень нужную и полезную для себя информацию, активно задавались вопросы, чувствовалась огромная работа по составлению слайдов и сбору информации для участников. Тренер мотивировал участников на открытие социального предпринимательства и важности его для социально уязвимых слов населения.
Мы, представители НПО, очень зависимы от грантов и проектов, а они, как известно, зачастую краткосрочные, и наши организации по несколько месяцев сидят без работы. Создание СП я считаю выходом из сложившейся ситуации, мне особенно понравилось, что при этом можно решать сразу две проблемы: и социальную, и финансовую.
На тренинге я пришла к выводу, что именно социальное предпринимательство – наше будущее, где мы будем продолжать свободно и спокойно социальную работу и будем независимыми в финансовом плане. Огромное спасибо за очень позитивный, интересный образовательный тренинг, за то, что подарили людям надежду на лучшее».
Директор ОО УПП №2 ОО КОС (казахское общество слепых) Увалиев Аскар Кумарбекович добавил: «У нас на производстве работает 60 % людей с ограниченными возможностями, и мы вполне могли бы решать такую экологическую проблему, как пропаганда сокращения или полного отказа от употребления пластиковых пакетов. При этом мы можем решать одновременно социальную проблему трудоустройства инвалидов: такие авоськи-сетки, как в России, можно выпускать и у нас в Казахстане, опять-таки решив проблему трудоустройства, социальные и финансовые стороны инвалидов. Главное - мы получили инновационные идеи, и у наших индивидуальных предпринимателей появилось желание принять участие в социальной жизни людей с ограниченными возможностями. Мы надеемся, что в скором времени сможем открыть свое социальное предпринимательство, ведь это уже веление времени».
«В социальное предпринимательство, подчеркивает Н. Альжанова, приходят по-разному: кто-то переходит в этот статус из НПО, кто-то из реального бизнеса, кто-то сразу понимает, что он социальный предприниматель. Третий путь самый сложный и самый интересный. При этом, как правило, социальное предпринимательство- это бизнес, основанный на высокой личной мотивации предпринимателя. Важный итог реализации тренингов «уСПех2016» - это поддержка всех тех, кто планирует создание собственного социально-предпринимательского проекта и делает первые шаги на этом пути. Мы планируем создание Школы Социального Предпринимательства, ориентированной на обучение по специально разработанной сертифицированной программе.
Как показывают исследования Лаборатории СП, участие социального предпринимательства в решении проблем уязвимых групп населения в г. Алматы пока недостаточно. Необходимо содействовать увеличению числа таких предприятий, расширению предложения новых услуг (товаров) в интересах позитивного влияния на уровень благосостояния и качество жизни этих категорий населения.
Очень важным моментом, как показали тренинги, является системное содействие развитию социального предпринимательства. Такое содействие предполагает консолидацию усилий политики, бизнес – структур, органов власти, научно-образовательных учреждений и средств массовой информации.
При этом актуальным остаются вопросы:
- создания единого ресурса, объединяющего информацию о работе социальных предпринимателей в разных сферах жизни города;
- отработки механизмов интеграции инновационных проектов в социальной сфере, как предпринимательских, так и благотворительных, чтобы они могли поддерживать и развивать друг друга;
- выработки ясных критериев выявления социальных предпринимателей, чтобы помочь городской власти с ними в дальнейшем работать эффективно и содействовать развитию нестандартных рынков в социальной сфере».
«Нам следует помнить, что предпринимательство – это прежде всего социальное творчество, а прибыль только его оценка. Тяга людей к социальным проектам показывает, что люди сегодня активно ищут смысл своей деятельности.» - сказала Н. Альжанова.