Образовательный интенсив «Управление университетом РК»: 4-й модуль. День 3.
3-й день 4-го модуля образовательного интенсива для топ-менеджеров вузов «Управление университетом РК» начался выступлением ректора Томского государственного университета Эдуарда Галажинского.
Классический университет в неклассическое время
Говоря о сложности построения классического университета в неклассическое время, спикер отметил, что в ТГУ на себе прочувствовали эту проблему:
«Еще Питер Друкер писал, что культура питается стратегиями на завтрак. Так и получается. В университетах с сильной традицией и историей, внедряя новую стратегию, можно получить нечто совершенно другое».
Коснувшись истории ТГУ, которая насчитывает более 130 лет, Эдуард Галажинский, подчеркнул, что нынешняя трансформация университета – по сути опыт того, как изменить себя, не изменяя себе. Презентация спикера была посвящена тому, как меняется вуз в последние годы.
Контекст имеет значение
Анатолий Олексиенко, Associate Professor at The University of Hong Kong, выступил с визионерской лекцией «Strengthening strategies in a new reality: dilemmas of world-class universities» (Укрепление стратегий в новой реальности: дилеммы университетов мирового уровня).
На примере Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань) спикер рассказал о сложностях при создании университетов мирового класса в развивающихся странах. Базой для исследования А. Олексиенко стал опрос 24-х профессоров ведущих университетов мира.
Ориентация на мировые и региональные рейтинги и стандарты, отсутствие сильного потенциала для развития собственных специальностей, зависимость от качества местных кадров, недостаток автономии (подчинение министерствам образования), дополнительная административная нагрузка – лишь некоторые из проблем, отмеченных профессорами.
Среди других вызовов – слабость школьного и дошкольного образования, отсутствие доступа к ресурсам интернационализации и, в целом, постколониальный контекст и посттоталитарный контекст, в котором развиваются большинство стран того же бывшего СССР.
«Могут ли университеты в таких условиях создать достаточную способность к независимому мышлению в целях защиты национальных интересов и избежать ловушек «мягкой силы»? Имеет ли смысл постколониальным университетам посылать своих студентов и ученых для обучения за границей в университетских системах? Или имеет смысл повторно использовать имперское наследие?»
Спикер также перечислил политические и экономические вызовы новой реальности, которые стоят перед национальными государствами с их системами образования.
Денег нет, но вы фандрайзьте!
Выступление советника ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, председателя правления «Национальной Ассоциации Эндаументов», директора программы ДПО «Университетский менеджмент» Светланы Лавровой было посвящено источникам внебюджетного финансирования.
Спикер коснулась таких аспектов, как анализ состояния и источников финансирования, среди которых - госфинансирование, плата за обучение и эндаумент.
«Эндаумент –это наиболее надежный, долговременный источник финансирования и институциональной устойчивости для университета. Его преимущества: долгосрочный эффект пожертвования, четкие правила игры и максимальная прозрачность».
По словам С. Лавровой, слагаемые успеха фандрайзинга – стратегический, систематический подход к его реализации.
Интенсив организован в рамках исполнения Государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы, при поддержке Министерства образования и науки РК.