National Business: МВА ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?

Новости

Май 27, 2016

National Business: МВА ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?

Рынок образования MBA в Казахстане достаточно разношерстный. На нем присутствуют серьезные игроки, имеющие гослицензии и выдающие диплом государственного образца, но есть и школы-однодневки, осуществляющие набор под тренинговые лицензии или в сотрудничестве с иностранным вузом-партнером. На что обращать внимание, чтобы найти качественную программу?

Программы МВА держатся на спросе населения

Рынок программ МВА в Казахстане представляет собой 26 игроков, среди которых 12 – бизнес-школы университетов, 6 тренинговых и консалтинговых компаний, 2 корпоративных университета и 6 представительств зарубежных бизнес-школ. Большинство из них сосредоточены в Алматы. С каждым годом количество образовательных учреждений, вводящих у себя программы МВА, растет. По сравнению с 2012 годом их число увеличилось практически в четыре раза.

90048
Рис. 1. Количество учебных заведений, предлагающих программы МВА в Казахстане (оценочные данные)

По данным 2015 года, в Казахстане на программах МВА обучалось 1068 человек, что составляет 3,6% от рынка послевузовского образования в целом. Примечательно, что данный вид образования предпочитают мужчины. Так, из общего количества обучающихся на МВА 55,2% приходится на мужчин и 44,8% – на женщин.

В ходе обзора по регионам выяснилось, что львиная доля спроса приходится на Алматы – 42,3%. Следом идет Астана – 19,7%, замыкает тройку лидеров Восточно-Казахстанская область, однако с гораздо меньшим показателем – 5,6%. Наименьшее количество обучающихся, которые получают послевузовское образование, в Атырауской (0,6%) и Мангистауской областях (0,8%).

90056
Рис. 2. Распределение учащихся на программах MBA по регионам РК, 2015/2016 учебный год, % (данные МОН РК)

По данным за 2015 год, государство практически не финансирует обучение на МВА, о чем свидетельствует статистика. Слушателей, обучающихся за счет государственного образовательного заказа, всего 11 человек, или 1% от всего рынка программ МВА. За счет предприятий на программах МВА учится 70 человек, или 6,6%, за счет покупки из собственных средств на МВА учится 93,4%, или 987 человек.

Почему МВА необходимо

МВА способствует систематизации практического опыта и накопленных знаний, помогает найти новые возможности расширения своего бизнеса и увеличения эффективности компании. В идеале, обучаясь на программе МВА, студент получает статусный нетворкинг – заводит новые деловые знакомства. Выпускники получают реальную возможность повышения по карьерной лестнице и, соответственно, увеличение собственной стоимости на рынке труда. Важным дополнением к обучению является то, что слушатели получают полноценное понимание ведения бизнеса благодаря изучению различных дисциплин.

ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ПРОГРАММАХ MBA ОБУЧАЕТСЯ ВСЕГО 1%, ЗА СЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ – 6,6%, ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ – 93,4%.

Как выбрать МВА

Основные игроки на рынке МВА в Казахстане – это пять вузов: AlmaU, Nazarbayev University, KIMEP, «Университет «Нархоз» и КБТУ. Это те бизнес-школы, которые имеют лицензированные программы МВА, предоставляют полноценные пакеты обучения (не мини-МВА) и обеспечивают хорошее их качество. Как же из предлагаемого на рынке множества выбрать качественный продукт? Как правило, МВА оценивают по двум основным показателям.

  • Уровень дохода выпускников. В развитых странах именно спрос определяет целесообразность инвестиций в МВА, поскольку стоимость специалиста на рынке после получения степени значительно увеличивается. Но в нашей стране бизнес мало заинтересован в подобных программах. Причина – в слабой информированности и неудовлетворенность уровнем качества многих казахстанских программ МВА, что ставит их ценность под сомнение. Так, по данным Headhunter, 33% опрошенных казахстанских специалистов недовольны качеством отечественного МВА, устраивает оно всего 29% опрошенных.
  • Международные рейтинги и аккредитации программ, которые свидетельствуют о качестве предоставляемых услуг. Сегодня в мире существует много престижных международных аккредитаций и рейтингов, однако большинство казахстанских программ МВА в них не упоминаются. В частности, в международном рейтинге Eduniversal (Франция), который ежегодно оценивает 1000 бизнес-школ по всему миру, представлены программы МВА лишь двух казахстанских университетов – KIMEP (две пальмовые ветви) и AlmaU (четыре пальмовые ветви). «Пальмы» Eduniversal иллюстрируют авторитет учебного заведения на международном уровне. Они присваиваются на основе ряда критериев, установленных в результате изысканий Международного ученого комитета, а также с помощью оценки заведения, данной коллегами, путем голосования деканов. Самыми престижными в этом рейтинге являются бизнес-школы, обладающие пятью пальмовыми ветвями.

Также следует обратить внимание на три международные аккредитации, которые являются самыми влиятельными в сфере образования – AMBA International, AACSB International и EFMD. Вузов, которые надели «тройную корону» АМВА, AACSB и EFMD, в мире не так уж много. К остальным аккредитациям следует относиться скептически. В Казахстане лишь единицы обладают хотя бы одной из этих аккредитаций.

Цена вопроса

Стоит отметить, что МВА – это не академическая программа, где преподают теорию, это программа, которая дает практические знания, применимые здесь и сейчас. На МВА не читают академические преподаватели, не используются традиционные подходы в обучении. Преподаватели МВА – это всегда практики с управленческим опытом не менее пяти лет, который подкреплен успешными проектами бизнес-тренера и опытом работы в разных сферах. В МВА используют инновационный подход к содержанию самих программ, к обучению, они строго ориентированы на повышение компетенций управленцев и содержат самые новые подходы к управлению.

1
Табл. 1. Вечерние, модульные программы МВА, ЕМВА, 2015 г.

Качественная программа МВА – дорогая программа, поскольку лучшие бизнес-тренеры, консультанты и успешные бизнесмены, готовые делиться своим опытом, не могут стоить дешево. Не стоит рассчитывать на получение действительно практических знаний, поступая на «программу МВА» за 100 тыс. тенге, с огромной «скидкой». Средняя стоимость вечерних и модульных программ на рынке – 2 281 073 тенге. Средняя стоимость дистанционных программ – 655 375 тенге.

2
Табл. 2. Дистанционные программы МВА, ЕМВА, 2015 г.

Также при выборе МВА следует обратить внимание на наличие у компании или вуза государственной лицензии «Магистр делового администрирования 6М052000».

Сложности развития МВА в Казахстане

Проблем в сфере бизнес-образования (в том числе МВА) довольно много.

  • Оторванность обучения от практики. Несоответствие содержания образовательных программ актуальным потребностям рынка.
  • В программах бизнес-школ недостаточно широко используются кейсы казахстанских компаний (правда, в последние годы над этой проблемой работают: например, в ноябре 2015 года Ассоциацией «Болашак» при участии AlmaU был издан первый сборник казахстанских кейсов).
  • Неравномерность предложений и услуг в области послевузовского бизнес-образования в регионах и областях Казахстана.
  • Недостаточное количество подготовленных преподавателей-практиков.
  • Отсутствие механизмов прогнозирования спроса на новые профессии, новые компетенции.
  • Низкий уровень государственной поддержки взаимодействия образования и бизнеса.
  • Казахстанские бизнес-школы недостаточно интегрированы в международное образовательное пространство. Не все бизнес-школы имеют международные аккредитации.

Другой серьезный недостаток казахстанских бизнес-школ – невысокие требования к поступающим (в Казахстане отсутствуют вступительные экзамены наподобие GMAT, который практикуют западные бизнес-школы). Такой подход способствует низкому качеству обучения и разношерстному контингенту на программах. В некоторых бизнес-школах можно попасть на программу МВА сразу после окончания университета, в результате чего средний возраст обучающихся на составляет 23-25 лет.

Отдельного вопроса заслуживает недостаточное качество многих учебных планов и программ бизнес-школ, отсутствие акцента на результаты обучения и управленческие компетенции выпускников. Как известно, программы МВА в нашей стране длительное время не имели официального статуса. Госстандарты появились только в 2006 году, что негативно отразилось на качестве отечественного бизнес-образования.

При этом существует важная тенденция, которая будет проявляться все сильнее в ближайшие несколько лет: отказ от диплома государственного образца в области высшего и послевузовского образования. Стоит отметить, что в России от госдиплома МВА отказались еще в 2012 году. Магистры делового администрирования получают диплом университета – и это практика, применяемая во всем мире. На Западе ориентироваться в огромном количестве бизнес-школ и обучающих программ потребителю помогает наличие или отсутствие у них высоких рейтингов и международных аккредитаций.

1 Табл. 1, 2. Данные не являются официальным прейскурантом, – прим. ред. Редакция настоятельно рекомендует уточнять цены на обучение самостоятельно.

Асель Каламбаева,
Марина Образцова

Источник: Интернет-издание National Business

Поделиться: