Lifelonglearning в Казахстане: перспективы и направления развития
29 декабря 2020 г. в Алматы состоялся круглый стол «Обсуждение Концепции непрерывного образования Казахстана: перспективы и направления развития» с участием представителей МОН РК, НПП «Атамекен», консультантов международных консалтинговых агентств, руководителей казахстанских корпоративных университетов, ведущих игроков сектора корпоративного обучения и других экспертов рынка неформального и формального образования Казахстана.
В ноябре 2020 года к публичному обсуждению был представлен проект «Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование)». Концепция была разработана МОН РК в рамках реализации Послания Президента РК Токаева К.К. от 1 сентября 2020 года. На круглом столе, организованном Almaty Management University, эксперты и практики поделились своим видением того, какой должна быть концепция Lifelonglearning (обучение в течение жизни).
Заместитель директора Департамента высшего и послевузовского образования Бану Нарбекова рассказала, на какие документы опирались разработчики концепции: это Стратегия-2050, Закон об образовании РК, Трудовой кодекс, Программа развития образования и науки до 2025 года, а также международные нормы, изложенные в Глобальном докладе об обучении и образовании взрослых ЮНЕСКО, Программа международной оценки компетенций взрослых ОЭСР, Стратегия развития навыков в Казахстане-2020 и рекомендации Евросоюза относительно Европейской квалификационной рамочной программы Lifelonglearning (LLL). По словам докладчика, разработчики проанализировали опыт зарубежных стран, в том числе Франции, Финляндии, Бельгии, Дании, Нидерландов и других (всего 15 стран). И более всего их заинтересовала система LLL в Южной Корее, где имеется «успешный опыт кредитной (накопительной) системы обучения, предполагающая добавление новых знаний и навыков к уже имеющимся, учитываемых при подсчет кредитов для подтверждения результатов обучения и сертификации, создан Национальный институт непрерывного образования».
По словам докладчика, сейчас важно создать национальную систему квалификации. Во Франции, например, вопрос признания неформального образования решен законодательно.
Президент AlmaU Асылбек Кожахметов отметил, что концепция развития LLL – мощный современный образовательный инструмент, который нужен для развития страны на пути к гражданскому обществу. Докладчик отметил значение LLL в развитии европейского общества: «Непрерывное образование может стать не только ключом к решению проблем занятости, но и серьезным фактором социального единства. При этом личность и ее потребности должны стать центром любой системы образования и обучения», - отметил эксперт.
Излагая основные замечания по Концепции, А. Кожахметов сказал, что «представлен преимущественно анализ международного опыта, при этом текущая ситуация в Казахстане практически не исследована: не учтены объективные факторы и тренды казахстанского рынка, не проведен анализ сложившейся структуры рынка, не изучены ведущие игроки рынка на сегодняшний день».
Также эксперт заметил, что в концепции фактически нет упора на развитие личности, кроме того, средств на развитие непрерывного образования следует выделять столько же, сколько на высшее образование.
Канат Нуров, президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау», считает, что важная задача сегодня – признать неформальное образование и не стремиться к излишней зарегулированности в этой сфере. «Само по себе понятие LLL не ново, нам лишь нужно разобраться в понятийном аппарате. Например, разделить дефиниции «педагогика» и «андрогогика», формальное, неформальное и информальное образование», - сказал спикер.
Старший менеджер компании Ernst&Yang, занимавшийся разработкой методики профессиональных стандартов Концепции развития национальной системы квалификаций в Казахстане до 2025 года, Дамир Делинов отметил, что основная задача Национальной системы квалификации – обеспечить качество работников на рынке труда. Для этого нам нужно ответить на несколько вопросов соискателя: какие профессии есть в стране? Что должны знать и уметь (соискатели)? Чему и как учить? И как признавать (присваивать квалификацию)? И тогда у нас будут разработаны нужные профстандарты (при помощи работодателей) и образовательные программы (вузы). Сегодня, по словам эксперта, в РК 580 профстандартов и около 6000 профессий.
«Пока не будет механизма, по которому человек сможет подтвердить свою квалификацию (при неформальном образовании) работодателю, система не будет работать, - уверен спикер.
Главный эксперт «КМГ Инжиниринг» Шолпан Ержигитова занималась авторской методологией разработки отраслевого профстандарта. Она считает, что концепция LLL должна решать самую важную задачу: формирование национальной системы квалификации (НСК):
«Целевая задача НСК не достигнута, а основные его элементы (Национальная рамка квалификаций, отраслевая рамка квалификаций) не отражают реальный уровень квалификации с реализуемыми бизнес-процессами. Следовательно, найдут ли они отражение в образовательных стандартах, и окажут ли стимулирующее воздействие на повышение квалификационного уровня, соответствующее инновационному пути развития экономики», - задается вопросом эксперт.
Саясат Нурбек, генеральный директор компании BTS Education, национальный координатор проекта Атлас новых профессий и компетенций Казахстана, кандидат в мажилис Парламента от партии «Нур-Отан», рассказал о том, какие еще задачи стоят перед разработчиками НСК.
В их числе:
1) формирование и развитие «сложного человека» - обсуждение и разработка пакета компетенций, который сделает следующее поколение готовым к будущему сверхсложному (технологическому и информационному) обществу;
2) развитие образовательных экосистем – создание новых образовательных сред, в которых может быть сформирован «сложный человек»;
3) «новые» стейкхолдеры – определение и развитие ключевых игроков (как существующих, так и совсем новых), которые будут формировать образовательные среды будущего.
Генеральный директор тренинговой компании Ambition и президент ICF Казахстан Елена Григорьева рассказала о том, как проходило в РК внедрение передового международного опыта:
«Ключевую роль в компетенции играют различия в отраслях и видах деятельности. Поэтому сертификацией и квалификацией занимаются отраслевые ассоциации, например, Международная федерация коучинга в сфере коучинга и т.д. А когда мы пытаемся сделать единую систему квалификации, могут возникнуть проблемы», - считает спикер.
Гульмира Раисова, президент координационного совета Ассоциации HR-менеджеров, коснулась проблемы развития профессиональных навыков. Спикер считает, что, прежде всего, необходимы инвестиции в разработку инструментов сертификации, валидизация инструментов. Среди других проблемных вопросов: продвижение и признание на рынке – для этого необходимо придавать органу, который будет этим заниматься, статус сертификации и сертификационного центра. И тогда встают следующие вопросы: каким требованиями должна соответствовать процедура сертификации и соответствующие образовательные программы?
Первый заместитель директора института Высшей Школы Менеджмента СПбГУ Константин Кротов поделился точкой зрения бизнес-школы на концепцию непрерывного образования. По словам эксперта, предпосылками к развитию в этой сфере являются экспоненциальный рост науки и технологий, увеличение продолжительности и качества жизни людей, а также то, что обновление содержание требований к профессии и набора профессий короче жизненного цикла профессионала.
Любовь Шарипова, руководитель учебно-курсового комбината ТОО «Богатырь-Комир» и директор BI University Ольга Баспаева поделились взглядом корпоративных образовательных учреждений на проблему непрерывного образования.
Вера Цзин, представитель ОЮЛ «Союз отраслевых ассоциаций и организаций профессионального образования», отметила, что, прежде чем говорить о качестве неформального и информального образования, стоит затронуть качество формального образования. Сейчас, по ее словам, следует не регулировать, а признать неформальное и информальное образование, а также добавить в блоки концепции, помимо педагогического, инженерный блок, поскольку это именно те компетенции и те специалисты, которых сегодня катастрофически не хватает.
Ляззат Шонаева, заместитель директора развития человеческих ресурсов НПП «Атамекен» сказала, что сейчас нужно определиться с органом, который будет держателем всех процессов по развитию национальной системы квалификаций.
На круглом столе обсуждались участники, структура и тенденции развития казахстанского рынка неформального образования, роль государства в регулировании этой сферы, а также сертификация профессиональных навыков и компетенций и мировой опыт развития системы непрерывного образования применительно к Казахстану.