Инвестиции в знания приносят лучшую прибыль
Обучение — наилучшее вложение нашего времени. Программа Болашак – это самая лучшая и продвинутая программа в постсоветском пространстве и одна из лучших в мире. За 30 лет реализации Президентской стипендии подготовлено около 12 тысяч высококвалифицированных специалистов. В этот список вошли преподаватели AlmaU Бодаубаева Гульмира Ахановна и Умирзакова Динара Калдыбековна. Они поделились своими мыслями об опыте за рубежом.
1. Расскажите, пожалуйста, почему именно выбрали Иллинойский университет? Что привлекло вас в этом университете?
Иллинойский университет в Урбане-Шампейне (University of Illinois at Urbana - Champaign – UIUC) является одним из престижных университетов США который функционирует вот уже 155 лет. UIUC среди университетов входит в 20-ку лучших университетов и входит в топ 5% лучших в академических рейтингах всего мира. В университете обучаются более 51 тысяч студентов и аспирантов, работает более 2,5 тысяч преподавателей, из них 11 является нобелевскими лауреатами. Это целый самостоятельный студенческой город с развитой современной инфраструктурой, который включает уникальную университетскую библиотеку, второй по величине в США после Гарварда, центры для многих стартапов и известных компаний: Yahoo, Capital One, Dow, State Farm и мн. др. Мы не являемся первыми преподавателями, кто проходил стажировку в UIUC, ранее в 2021 году этом университете проходили стажировку Куаныш Абешев, декан Школы цифровых технологий и Әсел Арынқызы, проректор по академическому развитию, которые рекомендовали UIUC, как базу прохождения стажировки для преподавателей АlmaU.
2. По какому предмету вы прошли стажировку? В чем особенность?
Программа стажировки проходила по специальности «Педагогические инновации». Особенность программы заключалась в изучении современных подходов и аспектов для формирования эффективной структуры учебного курса, создания учебного дизайна, ознакомлении методами онлайн-преподавания и обучения и мн. др. Сама программа была насыщена разными мероприятиями, в рамках которых мы посещали различные семинары, тренинги, воркшопы, а так же обзорные занятия ведущих преподавателей Университета Иллинойс Урбана-Шампейн.
3. Вспомним первый день стажировки. Как она прошла?
Первый день нашей стажировки начался с посещения мероприятия который проходил 4 марта 2022 года, который организовал Центр инноваций в преподавании и обучении. Это уникальное событие Annual Faculty Retreat – «Breaking Down the Garden Walls: A Promise of Access to Success», которое собирает преподавателей, заключается в обмене знаний о преподавании и обучении. Были интересные выступление спикеров по темам, посвящённых обучению, развитию взаимоотношений, создание партнёрства учитель-студент, оцениванию студентов, использованию информационных образовательных ресурсов, а также представлению студенческих проектов. Нам очень повезло, потому что это масштабное мероприятие проводится каждый год и нам посчастливилось быть участниками на нем в первый же день нашей стажировки.
4. Столкнулись ли вы с каким-либо сложностями при прохождении стажировки? Если да, то расскажите нам об этом немного подробнее.
При прохождении стажировки особых сложностей у нас не возникало, может быть, вначале было какое-то чувство волнения и переживаний по поводу смены обстановки, часового пояса, так как разница во времени с США, время в Казахстане опережает на 12 часов. Первое время было для нас все было новое и незнакомое, но благодаря взаимодействию со специалистами департамента Глобальное образование и обучение, который является приглашающей стороной, адаптация прошла легко. Я очень благодарна нашим кураторам стажировки, а это директор департамента Мэтт Розенштейн, Роберт Маринелли помощник директора и Чилан Бо-Линн старший специалист по образованию Центра инноваций в преподавании и обучении за их помощь в прохождении стажировки и готовность поддержать в любой момент.
5. Как подавать документы на прохождение стажировки? Поделитесь с опытом.
Подача документов на прохождение стажировки осуществляется в онлайн формате через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz. Со всеми требованиями и необходимыми документами можно ознакомиться на сайте https://bolashak.gov.kz/ru. Все это позволяет принять участие в конкурсе претендентам с различных отдаленных регионов страны. После принятии и проверки документов сотрудниками центра международных программ, следующим этапом следуют конкурсный отбор, который состоит из 3 туров, таких как:
1 тур – Комплексное тестирование;
2 тур – Персональное собеседование с членами НЭК;
3 тур – заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом.
Комплексное тестирование включает в себя тесты на анализ вербальной и числовой информации для того, чтобы определить способности анализировать информацию. Самым стрессовым моментом является ограничение по времени, поэтому, если вы сомневаетесь, лучше переходить на следующее задание, а не тратить свое время. Так же вы проходите анкетирование на выявление личностных качеств и психологического портрета претендента для того, чтобы понимать, насколько он готов эффективно и адаптироваться в новой стране и справляться со сложностями. Вопросы могут повторяться в разных формах, чтобы запутать респондента.
Самым сложным этапом, на мой взгляд, является интервью, именно на нем претендент должен убедить членов НЭК в том, что действительно достоен быть стипендиатом международной стипендии Болашак. Как правило, интервью проходит на трех языках. Вопросы связаны с целью, программой стажировки для определения профессионального уровня претендента и осознанности выбора специальности. Помимо этого, могут задаваться вопросы общего характера, чтобы понимать, насколько претендент заинтересован и какую пользу он может принести обществу после завершения стажировки.
6. Каковы требования к участию в стажировке?
Требования к участию в стажировке достаточно просты:
- наличие безусловного приглашения принимающей на стажировку зарубежной организации;
- общий стаж работы не менее 3 (трех) лет, в том числе последние 12 (двенадцать) месяцев в выбранной области специализации;
- наличие действительного официального сертификата о сдаче экзамена по КАЗТЕСТ с результатом не менее уровня В1;
- знание иностранного языка, соответствующее установленным минимальным требованиям.
Самым сложным является получение приглашения принимающей стороны, так как список вузов является ограниченным, и он опубликован на сайте https://bolashak.gov.kz/ru. В этой связи хотелось бы выразить благодарность руководству ALMAU и Управлению международного сотрудничества в содействии разработки программы совместно с Университетом Иллинойс Урбана-Шампейн.
7. Расскажите о программе стажировки по специальности «Педагогика»?
Программа стажировки по специальности «Педагогика» была очень насыщенной. В целом, можно разбить программу на такие составляющие как:
- посещение занятий ведущих преподавателей;
- посещение воркшопов, мастер-классов по редизайну образования;
- встречи и консультации с эдвайзером программы;
- участие в семинарах и конференциях;
- разработка онлайн курса;
- посещение дополнительных классов по выбранным курсам в размере 7 кредитов в семестр.
Мы знакомились с передовыми технологиями в обучении, постоянно участвовали в дискуссиях по совершенствованию занятий: личностно-ориентированное обучение, таксономия Блума, дизайн курса, требования к курсу, составление силлабусов, технологии вовлечения студентов, оценивание учащихся, интерактивные инструменты, инструменты проверки фоновых знаний, спецификационные таблицы для экзаменов, эффективная оценка обучения учащихся, субъективные и объективные элементы оценки, полезные цифровые инструменты для обучения в классе и веб-взаимодействия - Jamboard, Google Slides, Telegra.ph, MIRO, hypothes.is, Kialo.EDU, Timeline JS, Wheel of Names, Vocaroo, JeopardyLabs, Kahoot, Padlet, FlipGrid, Mindmeister.
8. Какие впечатления от стажировки?
Впечатления от стажировки отличные! Я получила возможность прохождения стажировки в одном из топовых университетов США. Изнутри изучила систему образования и новых технологии обучения, которые используют в одной из самых развитых стран мира. И это естественно отразилось на моих взглядах, получила новые знания и навыки, которые собираюсь применять уже здесь, в Казахстане, в стенах ALMAU.
Могу привести несколько примеров – деталей, которые мне кажутся важными. В частности, при построении курса, очень важно учитывать все нюансы, начиная с составления силлабуса, поскольку это один из главных инструментов обучения, и он должен составляться с точки зрения вовлечения в курс. К примеру, в силлабусе можно использовать креативную идею «Большая идея курса», которую преподаватель должен сам разработать. Систему оценки тоже очень важно пересмотреть, учитывая объективные и субъективные элементы. Само проведение занятий должно проходить с использованием интерактивных технологий, групповых, индивидуальных заданий. В этой связи очень важно использовать различные способы стимулирования интереса, поощрения дискуссий и взаимодействий, энтузиазм (вариация голоса, привязанность к студентам), доступность преподавателя, объяснение на основе примеров, симуляций, забота о студентах, обратная связь, сбор информации о студенте, справедливое оценивание с обратной связью. Помимо этого, мы рассмотрели инструменты создания онлайн курса, что также мы будем использовать при разработке курсов.
Умирзакова Динара Калдыбековна
Бодаубаева Гульмира Ахановна