Инновации, инициированные знаниями
Алмагуль Канагатова - доктор философских наук, профессор, ректор Алматы Менеджмент Университета. Научная стажировка «Менеджмент в образовании», Сингапурский Университет Менеджмента (SMU), Сингапур.
Инновационная обучающая среда возникает в образовательных учреждениях, в которой cоздаются стимулы для инноваций: компетентность, мотивация, креативность. Международная программа «Болашак» предоставляет возможность руководителям образовательных учреждений страны выстроить правильную систему обучения сотрудников, топ-менеджмента вузов, профессорско-преподавательского состава. Более того, совместная учеба в среде обучения позволяет менять ценности, корректировать планы развития. 33 сотрудника нашего университета в 2013 году задали новую планку для развития рынка бизнес-образования в Казахстане, совершили образовательный прорыв, прошли научную стажировку по специальности «менеджмент в образовании» в лучших университетах мира: Сингапурском университете менеджмента (Сингапур) и в университете Беркли, Калифорния.
Стажировка стала своего рода трендсеттером в сфере казахстанского бизнес-образования и нового этапа «проектирования знаний» университета. Изменение компонентов предоставления образовательных услуг в современных университетах реализуется через модель образования, где доминирующим трендом являются новые компетенции, потребности студентов и слушателей, качество услуг. Соответственно, университеты всегда нуждаются в новых механизмах и технологиях для определения стратегии развития.
Традиционные модели обучения в Казахстане ушли в прошлое, технологические, информационные изменения и изменения в средней школе произошли стремительно. В Казахстане функционируют сто специализированных школ для одаренных детей. Среди них: 20 Назарбаев Интеллектуальных школ, площадок, в которых «предметное образование» не принимается за основу в содержании программы. В этих школах совместно с Международным экзаменационным советом разработана и внедрена Интегрированная образовательная программа. В этой программе четко сформулированы ожидаемые результаты обучения, представленные в виде навыков широкого спектра: критическое мышление, умение применять знания, исследовательские навыки, умение свободно говорить на трех языках (казахском, русском и английском), умение работать индивидуально и в команде со своими одноклассниками, решать ответственно задачи и собственные проблемы. Внедрена система критериального оценивания, направленная на развитие ученика, мотивации к росту и дальнейшему совершенствованию компетенций. С 2013 года школы Казахстана обучаются по дипломной программе Международного Бакалавриата. Для получения диплома Международного Бакалавриата учащиеся должны успешно сдать независимые экзамены по шести выбранным предметам из шести предметных групп и выполнить требования по трем обязательным компонентам «Расширенное эссе» (EE), «Теория познания» (TOK), «Творчество, действие и служение обществу» (CAS). Кроме перечисленных школ в Казахстане успешно работают 30 казахско-турецких лицеев, в которых обучаются одаренные учащиеся, имеющие навыки естественно-математического направления.
Приведенные примеры успешного и инновационного развития среднего образования позволяют университетам, бизнес-школам пересматривать программы, улучшать качество в преподавании, отбирать лучших преподавателей, обучать сотрудников и преподавателей английскому языку.
Алматы Менеджмент Университет (AlmaU) имеет 27-летнюю историю своего развития. Сегодня у него: новое имя, новый статус, но прежние ценности: непрерывное развитие, ответственность, лидерство, порядочность, проактивность, партнёрство во благо общества, синергия.
Достижения: международные и национальные аккредитации – IQA CEEMAN (аккредитация международного качества Всемирной ассоциации развития менеджмента в динамичных обществах), 2010 г.; AMBA (Ассоциация MBA’s), Великобритания, 2013 г.; НКАОКО (Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании), 2014 г.
Однозначно, что это не предел, всем университетам, в том числе Алматы Менеджмент Университету необходимо правильно выстраивать прогнозирование и понимание будущего. Современный мир никогда ранее не оказывался перед таким сложным набором социальных, политических, экономических, экологических вызовов, глобализация – не просто экономическая теория, сегодня – постулат времени, деятельности. Традиционное мышление, прежние схемы профессиональной деятельности остались в прошлом. Университетам необходимо менять программы; преподавание и обучение должны стать деятельностью по обмену знаниями, поощрять культуру сотрудничества, но, при этом рабочая среда, должна быть ориентирована на результат.
В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» профессор фонетики Хиггинс, человек ученый и состоятельный заключает пари со своим другом полковником Пикерингом, что он возьмется за воспитание Элизы, цветочницы из трущоб, и, обучив ее манерам и правильной речи, сможет представить ее в высших кругах Лондона как герцогиню. После того, как его эксперимент удался, Элиза неожиданно заявляет, что единственное различие между цветочницей и настоящей леди «не в манере вести себя, а в том, как себя ведут с тобой окружающие».
Однозначно, сегодня в образовательном пространстве витает дух перемен и соответственно вырабатывается особое поведение и культура, каждый раз, когда происходят перемены, мы прогоняем страхи и заглядываем в будущее, мы можем делиться знаниями и получать удовольствие от того, что мы делаем и претворяем в жизнь.
Источник: журнал «Болашақ», №3/38/16