Газета Новое поколение: Как по нотам
Профессор Адам Кэмерон Батманглич чуть больше года живет и работает в Алматы, где ему вполне комфортно. И, хотя он не слишком продвинулся в изучении русского и казахского языков, окружение его отлично понимает, ведь и студенты, и его коллеги отлично владеют английским. Профессор Адам Кэмерон Батманглич является директором департамента MBA и заместителем декана Высшей школы бизнеса, а также Executive Education в Almaty Management University-AlmaU. Он присоединился к этому, по его мнению, вполне успешному университету, чтобы вести его дальше и внести свой вклад в развитие вуза. Когда-то он начинал свою карьеру в качестве композитора и изучал музыку вместе с Sven-Eric Johansson, лауреатом шведской Королевской композиторской премии, но потом резко изменил направление и погрузился в сферу бизнес-образования. Однако при этом Адам Кэмерон Батманглич не оставлял своих занятий музыкой, продолжая играть на пианино по 4-5 часов в день! Как оказалось, музыка помогает ему в новой сфере деятельности... Профессор много размышляет о системе образования и стремится быть хорошим педагогом, учителем для своих студентов
- Это не секрет, что в глобальном масштабе есть кризис образовательной системы. И, конечно же, имеются проблемы в тех методах, которые высшее образование использует для того, чтобы обучать людей, доносить до них новые знания.
- Здесь, на территории постсоветского пространства, есть некая ностальгия по советской образовательной системе. Люди, которые получали образование в СССР, считают его образцовым, лучшим. И у них есть масса аргументов в пользу своих доводов. Что вы думаете об этом?
- Должен признать, что советская система образования была абсолютно потрясающей! Прежде всего, это образование, по сравнению с нынешним, отличалось глубиной и структурированностью... Была также определенная преемственность между теми людьми, которые преподавали. И если смотреть на систему образования советских времен, то мы видели, что она последовательно улучшалась. Происходил прогресс, которого сейчас нет.
- Что есть то идеальное образование, о котором вы говорите?
- Человек, живущий в обществе в определенной стране и не обращающий внимания на культуру, ментальность, историю, которые были и есть в этой стране, не добьется никакого успеха. Никто не говорит, что мы должны менять систему или принимать новую. Но я считаю правильным изучать опыт и ошибки людей или стран, которые этим занимаются, и делиться этим всем. Вы не можете добиться чего-то идеального, занимаясь этим в одиночку. Вам нужна компания! Вы можете добиться идеала лишь тогда, когда делитесь знаниями. Очень важно признать, что у вас есть какие-то слабые стороны. Когда вы адекватно оцениваете ситуацию и признаете, что у вас есть слабые стороны, то вы смотрите в направлении тех, у кого эти слабые стороны устранены. И вы видите, как с помощью достижений тех, кто сумел победить, вы можете преодолеть свои слабые стороны.
- Господин профессор, как вы получали образование, и что для вас было важно в том времени, когда вы были юным студентом? Удовлетворены ли вы своим личностным опытом или же сожалеете, что на каком-то этапе тратили свое время зря?
- Я был самым ленивым студентом, которого вы могли бы себе представить. И не занимался в университете до 23 лет. Работал как композитор и преподаватель игры на пианино. Это была классическая музыка, поэтому я не мог заработать нормальных денег своим занятием. И когда я начал свое обучение в университете, один из первых курсов, который взял, был курс по маркетингу. Весьма скоро я понял, что это та дисциплина, которая очень связана с креативностью. И когда я только начинал, то хотел не только закончить бакалаврское образование - тем более, что это была лишь наполовину бакалаврская степень, я просто хотел завершить обучение, получить любую работу и иметь постоянный доход. Но потом я не смог остановиться! В результате закончил с двумя мастерскими степенями, получил два сертификата по послевузовскому образованию, которое практически приравнивается к мастерской степени. Также я написал PHD. Но я никогда не был студентом на полное время, постоянно и учился, и параллельно работал. Мне очень понравилось получать степень бакалавра! Дело в том, что после окончания университета я в течение двух лет не работал, поэтому, когда учился на своих двух мастерских программах, они мне в принципе ничего не дали. Я не был особо разочарован, но и не видел практической применимости того, что изучал. И промежуток между моей последней мастерской программой и между тем, как я начал написание своей PHD, был примерно в восемь лет. Для меня этот период явился совершенно другим этапом - временем становления, развития, роста как в эмоциональном, так и в духовном плане...
- В это время вы отказались от своих музыкальных занятий?
- Музыкальное образование помогало мне на протяжении всего времени моего практического образования. Каждый день я продолжал практиковаться от четырех до пяти часов в игре на пианино - эти упражнения помогают вам сконцентрироваться, и вы можете решить любую задачу в очень короткий срок. Когда вы привлекаете ваши знания о музыке и совмещаете музыкальные и практические знания в бизнесе, то развиваете логику. Большинство людей думают, что совмещение музыки и практики - это не логично, но на самом деле это более чем логично! Я занимался написанием PHD все время. Параллельно с написанием работы также преподавал по 16 часов в неделю. У меня не было никакой стипендии, а 16 часов преподавания в неделю - это полная преподавательская ставка для Англии. В это же время я был супервайзером от четырех до шести диссертаций студентов-магистрантов (“супервайзер”, от английского supervisor - административная должность в различных отраслях бизнеса, государственных учреждениях, а также в научных и образовательных институтах. Функции супервайзера в основном ограничиваются контролем работы персонала). Параллельно я совмещал все это с консалтингом, а также был членом совета, который занимался научным журналом. И писал свою диссертацию. На фоне всего этого у меня была достаточно бурная история в моей личной жизни... Когда-то все это многообразие жизни складывалось хорошо, когда-то - плохо... И, что самое интересное, никогда я не работал после шести вечера. И никогда не работал в выходные!
- Как и когда вы все успевали?
- У меня была железная дисциплина. В девять утра я уже был в офисе, в 12.00 уходил на обед на 40 минут, в 13.00 я уже находился в офисе, оставался там до 18.00. В течение трех недель переписал целую часть своей диссертации. И я защитил PHD с отличием в одной из самых лучших бизнес-школ мира в Великобритании (Школа менеджмента Университета Брэдфорда). Но это не потому, что я такой умный или талантливый, а потому, что я опирался на ту технологию и технику, которую использовал в музыке! Креативность - это не то, что вы получаете от Бога, это тот навык, которому вы можете научиться, это то, что вы получаете в аудиториях. Например, сейчас люди, которые пишут программное обеспечение, также могут писать симфонии! Это как раз говорит о том, что они научились этому.
- Способны ли студенты воспринять новые идеи в образовании?
- Естественно, они готовы! За исключением каких-то неправильных вещей, которым их пытаются научить. Например, я преподавал в Англии на уровне магистратуры. Класс был интернациональным, учились студенты из Африки, Китая - по составу неоднородный коллектив. Надо отметить, что это был один из хороших университетов, не из тех, куда можно было легко попасть, достаточно дорогой. Я работал со студентами менеджмента. И когда я их спрашивал, знают ли они, кто такие Гарри Форд, Николо Маккиавели, Аристотель, они смотрели на меня так, будто я говорю на китайском языке. Но, скорее всего, они знали размер ноги Дэвида Бэкхема, последнюю модель мобильного телефона или какого-либо гаджета... И, скорее всего, они бы рассказали вам определенные эпизоды из фильма “Секс в большом городе” и так далее... Но в любом случае, существует голод на знания. И в зависимости от того, куда вы направляете этот голод знаний, то и получаете. Либо в поп-культуру, где действующие лица эгоисты, либо направляете туда, где можете поддерживать других людей. Все зависит от вас.
- Вы говорили о бурном периоде в личной жизни. Есть ли у вас в настоящее время семья?
- У меня нет семьи. Я свободен, как птица! Я не ищу никого. Настоящие охотники никогда не охотятся, они разрешают, чтобы на них охотились, чтобы дичь их сама находила! По знаку зодиака я Лев. Как вы знаете, обычно львы предпочитают одиночество.
Коллектив редакции выражает большую признательность за квалифицированный перевод нашего интервью Ксении Южаниновой - директору центра развития предпринимательства и инноваций AlmaU!
Источник: сайт www.np.kz