Экономический подъем Евразии: взгляд из Маастрихта
8-9 сентября представители Almaty Management University – декан Высшей школы Бизнеса Гульнар Куренкеева и директор Управления науки Светлана Шакирова приняли участие в церемонии выпуска магистрантов Maastricht School of Management, MSM.
Maastricht School of Management, MSM – старейший партнер AlmaU. Начиная с 1998 года, двумя университетами реализуется совместная двухдипломная программа МВА. За 18 лет по этой программе обучено в общей сложности около 300 представителей бизнеса Казахстана. По традиции, на церемонию выпуска магистрантов MSM были приглашены представители всех вузов-партнеров, в том числе и AlmaU.
MSM – это международная бизнес-школа, созданная в 1952 году, сегодня имеет 12 партнеров на всех континентах, общее число выпускников превысило 20 тысяч человек из 120 стран мира. Среди выпускников 2016 года были представители таких стран, как Азербайджан, Бутан, Вьетнам, Гана, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Китай, Кувейт, Нигерия, Танзания и др.
В ходе визита декан Высшей школы бизнеса AlmaU Гульнар Куренкеева провела переговоры с руководством MSM о направлениях будущего сотрудничества, в том числе о запуске осенью 2016 г. очередной группы магистрантов по программе MSM. Как отметил декан MSM д-р Вим Науде (Dr. Wim Naudé), для их бизнес-школы Казахстан является стабильно привлекательным регионом с динамично развивающейся экономикой, а сотрудничество с AlmaU - стратегически важным.
9 сентября состоялась 6-ая ежегодная научная конференция MSM на тему «Подъем Евразии: новые перспективы бизнеса и экономических отношений между Востоком и Западом» / The Rise of Eurasia: New Perspectives on East-West Business and Economic Relation.
Соорганизаторами конференции выступили: Almaty Management University, ADA University, Azerbaijan; Nanjing University Business School, China; Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Россия, и Университет имени Абдуллы Гюля, Турция.
В своем докладе «Что ожидают от бизнес-школ?» проф. Чингиз Йылмаз (Prof. Cengis Yilmaz) из Турции отметил, что общественные ожидания сегодня, как никогда, высоки. «Бизнес-школы должны готовить ответственных менеджеров для будущего, распространять новые знания, проводить глубокие научные исследования, повышать конкурентоспособность своих национальных экономик, лидировать во внедрении инноваций, хранить и передавать ценности этичного ведения бизнеса, давать выпускникам набор жизненно важных компетенций (деловых и психологических). В условиях роста конкуренции в мировом масштабе, от бизнес-школ ожидается быстрая отдача от инвестиций в диплом МВА, увеличение зарплаты и карьерный рост менеджеров. Но в Турции отдача от диплома МВА не столь видимая, что возможно, говорит о том, что в Евразии бизнес-образование ценится меньше, чем на Западе. Проблема и в том, что все учебники по бизнесу написаны для Запада и редко содержат в себе кейсы с местной спецификой», - заключил Ч. Йылмаз.
Проректор Азербайджанской Дипломатической Академии Фариз Исмаилзаде отметил, что бизнес-образование в его стране испытывает дефицит молодых преподавателей с западным образованием. Поскольку сильна утечка мозгов в развитые страны, преподаватели в массе своей не обладают навыками проведения научных исследований на серьезном современном уровне. С открытием Международного порта в Баку, играющего роль крупного логистического хаба, спрос на менеджеров нового поколения будет неуклонно расти, считает Ф. Исмаилзаде.
Светлана Шакирова отметила, что на рынке бизнес-образования в Казахстане сегодня конкурируют 26 игроков: бизнес-школы национальных и частных университетов, корпоративные университеты, частные компании и тренинговые центры. Созданный по инициативе AlmaU Казахстанский Фонд Развития Менеджмента (КФРМ) имеет своей целью возглавить процесс национальной аккредитации бизнес-образования, лидирующую роль в этом будет играть Национальная Палата Предпринимателей. «В будущем конкуренция бизнес школ в Казахстане будет возрастать, возможен приход на рынок бизнес-школ из Китая. Следовательно, будут меняться содержание и качество предлагаемых программ. В этом году в AlmaU запущен проект платной докторантуры PhD по специальностям «менеджмент», «деловое администрирование», «финансы» и «маркетинг», - рассказала представитель AlmaU.
Декан бизнес-школы Нанкинского Университета (Китай) проф. Shen Kunrong назвал свой доклад по-китайски философично: «Решая проблемы, мы можем взлететь выше» / Facing the challenges we can fly higher. В своем выступлении он отметил, что для Китая особенно востребованными курсами обучения на МВА являются торговля в Интернете, онлайн-шоппинг и др.
В презентации замдекана MSM Каталин Ковач (Katalin Kovacs) прозвучала тонкая критика в адрес международных агентств по аккредитации бизнес-школ. В них правит аккредитократия, сказала она, и с этим сложно бороться. «Очень высоки требования к научно-исследовательским показателям бизнес-школ. Однако не все школы в состоянии конкурировать на глобальном уровне, часть из них дает хорошее образование в рамках своей страны. Поскольку международные аккредитации требуют колоссальных усилий персонала по подготовке документации, средним бизнес-школам есть резон подумать о том, чтобы не участвовать в гонке за рейтинги», - отметила К. Ковач.
В ходе конференции на параллельных секциях прозвучали доклады исследователей из MSM, университетов Сеула, Братиславы, Москвы, Анкары, Астаны, Бристоля. Ключевые концепты конференции: One Belt – One Road (Один пояс и один путь), ЕАЭС, борьба за энергоресурсы, миграция, восточные стили менеджмента, конкуренция. Каждый доклад получил свою порцию внимания со стороны вдумчивых слушателей, вызвал заинтересованные вопросы, которые в итоге вылились в плодотворную научную дискуссию между маститыми экспертами и начинающими исследователями.
По договоренности между AlmaU и MSM, лучшие доклады конференции 'The Rise of Eurasia: New Perspectives on East-West Business and Economic Relation' будут опубликованы в первом номере международного научного журнала ‘Eurasian Journal of Leadership’ (гиперссылка www.eajol.com), который выйдет в свет в конце 2016 г. в AlmaU.
Нет сомнения, что сотрудничество между AlmaU и MSM будет развиваться и крепнуть. Для этого есть все предпосылки: проверенная временем и востребованная в казахстанской бизнес-среде совместная программа МВА, перспективы роста экономики РК и укрепление деловых связей между Нидерландами и Казахстаном.
Светлана Шакирова,
гл. редактор журнала ‘Eurasian Journal of Leadership’
Центр научных исследований, Almaty Management University