Дневники экспедиции AlmaU в базовый лагерь Эвереста: приключения начинаются…
Итак, 12 мая в Катманду, навстречу Максуту Жумаеву, отправились четверо смельчаков из AlmaU. Мы предлагаем вниманию наших читателей дневник 2-го и 3-го дня экспедиции.
13 мая.
Именно в этот день Максут Жумаев покидает базовый лагерь и начинает треккинг на Эверест, штурм, как он написал в своем Инстаграме. Наши путешественники в это время находятся в отеле Катманду. После раннего завтрака они отправляются во внутренний аэропорт Катманду, чтобы на самолете вылететь в Луклу.
И с самого начала путешествия начинаются неожиданные отступления от плана: выясняется, что самолеты в Луклу не летают, так как там нелетная погода. Зато летают вертолеты – поскольку они пролетают под облаками, им легче обойти непогоду. Поэтому многие из тех, кто находится в аэропорту, заказывают вертолеты, чтобы улететь. Наши путники решают последовать их примеру.
Гид по имени Дауа сдает билеты группы обратно в кассу, и после доплаты, которая составляет примерно 100 долларов с человека, казахстанцам предоставляют вертолет – небольшой, но четверо пассажиров и гид вполне помещаются. Правда, для багажа места едва хватило. Пока алмаюшники рассаживаются, льет очень сильный дождь. Туристы несколько раз переспрашивают у гида, можно ли вылетать в такую погоду. Но он уверен: для вертолета нет никаких проблем.
Через некоторое время после взлета вертолет оставил позади территорию дождя, это похоже на полосовые дожди в Алматы, когда в одной части города льет, а в другой - солнечно. Затем летели над красивыми ущельями, было немного страшно, потому что вертолет был необычный – значительная часть из сверхпрочного стекла вместо металла, казалось, что летишь в открытом пространстве. Зато все было очень хорошо видно и можно было любоваться красотами Непала. Так как в Лукле тоже установилась нелетная погода, путешественникам не удалось долететь до пункта назначения, пришлось приземлиться в часе ходьбы от него.
Вертолет подождал минут 15, но, поскольку погода меняться не собиралась, улетел обратно, оставив пассажиров. Правда, наши путники были не единственными, кто не добрался в тот день до Луклы - много вертолетов сели в том же месте, и большинству туристов пришлось разместиться в местных гестхаусах.
В ожидании портеров (носильщиков), которые ждали экспедицию в Лукле и которым пришлось выдвинуться ей навстречу, наши путники успели перекусить и отдохнуть. Между тем, на часах уже было 5 часов пополудни, и экспедиции нужно было решить: подниматься наверх, в сторону Пхагдинга, минуя Луклу, чтобы срезать путь, или оставаться ночевать в этом месте. В итоге решено было выйти в Пхагдинг, чтобы на следующий день облегчить свою задачу. Тем более, что из-за непредвиденных обстоятельств группа уже выбилась из графика (по плану экспедиция должна была попасть в Луклу, а затем еще идти в Пхагдинг два часа).
Внутренний аэропорт Катманду. В ожидании самолета.
Обсуждение дальнейшего плана с гидом по имени Дауа.
Повесили объявление, что в Лукле плохая погода
Алмаюшники едут до вертолетной площадки в Катманду на машине, внутри багажного отделения. Проехали по всему аэропорту, над головой пролетают самолеты....
Вертолет нашей группы перед вылетом.
Алтынбек Кожахметов рядом с пилотом.
Место посадки.
Виды с вертолета
Спасение литовца
По словам Гульмиры Мухановой, председателя AlmaU Mountain Club, группа шла примерно час, после чего остановилась на ужин в гостевом доме:
«Мы поужинали, кстати, еда в Непале достаточно вкусная, порции - огромные, и я все время половину недоедала. Сидим маленькой компанией, беседуем, и тут вдруг заходит огромный мужчина, просто великан, ростом под два метра, а весит он, как потом сам нам сказал, 125 килограммов. Этот человек был явно расстроен. Оказалось, он из Литвы. Рассказал, что отстал от своей группы, которая шла гораздо быстрее его, и потерялся. К тому времени уже стемнело, и он не мог найти дорогу, не знал, куда ему идти. А поскольку он не знает английского языка, то и объяснить, что случилось, и попросить помощи он тоже не мог.
Встретив здесь русскоязычных, он очень обрадовался и попросил нас о помощи. Мы объяснили нашему гиду, что нужно разыскать проводника группы этого человека и сообщить ему местонахождение заблудившегося литовца. Наверняка, тот проводник тоже переживал, ведь в такую темень в принципе невозможно было кого-то найти. Все осложнялось тем, что мужчина не знал, следует его группа в Луклу или в Пхагдинг, у него не было телефона гида, он даже не помнил название компании, которая их встречала. Помочь ему удалось после того, как он назвал имя своего литовского гида и отель, в котором он проживал. Позвонив в отель, мы выяснили номер телефона непальского проводника, позвонили ему, он рассказал эту историю литовскому гиду, и так нам удалось связать сбившегося с пути туриста с его группой. Закончилась эта история хэппи-эндом: за литовцем прислали человека, который и сопроводил его в место пребывания основной делегации в Пхагдинге – они отправились туда прямо посреди ночи».
14 мая
На следующий день, к неудовольствию наших путешественников, в Непале снова пошел дождь. Чтобы укрыться от дождя, алмаюшники надели на себя целлофан, который продается за 150 рупий на местном базаре, сделав по его бокам отверстия для рук и головы. Выглядит он как плащ, поскольку целлофан - достаточно плотный и качественный.
В таком виде и вышли в Намче-Базар. Причем периодами погода была хорошая, путники то раздевались, так как было жарко, то снова одевались. По достаточно сложной дороге за 2 часа дошли до Моджо. Пообедав в местном ресторане «Кайлас», отправились дальше. После 7-часового перехода группы добралась до Намче-Базара (посёлок в районе Кхумбу в Непале, находится на высоте 3440 м на боковом склоне холма). К западу от Намче-Базара находится гора Конгде-Ри высотой 6187 м, а к востоку - гора Тхамсерку высотой 6623 м.
Эта деревня, где проживают, в основном, шерпы, известна среди альпинистов, потому что находится по дороге к Эвересту и обладает целой системой туристских гостиниц, ресторанов и магазинов, где туристы могут отдохнуть и подготовиться к походу. В посёлке работает электричество, неподалёку расположен аэропорт Syangboche (вертолётная станция), однако большинство туристов не может им пользоваться: по причине протеста местных жителей для массового туризма используется аэропорт г. Лукла (в 13 км к югу от Намче). От аэропорта до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход. Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям (а это и было целью протеста).
Намче-Базар вполне оправдывает свое название - потому что здесь находится довольно крупный рынок, есть дорогие и хорошие магазины, есть более доступные, раз в неделю организуется ярмарка, и со всех селений люди приносят вещи, которые они сами делают и продают. Очень много иностранцев, прекрасные виды.
С Максутом Жумаевым из-за плохой связи пока поговорить не удалось, но группа продолжает попытки. Завтра нашим путникам предстоит долгий путь в Тенгбоче.
Гульмира Муханова:
«Что меня больше всего удивило – здесь очень много домиков, построенных вручную, из сложенных камней. Причем сначала камни складываются, затем они вручную (!) виртуозно обрабатываются инструментом, похожим на ледоруб – на выходе они выглядят практически как кирпичи, имеют идеально прямоугольную форму.
Мы видели по дороге, как непальцы отбивают эти камни, и я была поражена их трудолюбием и аккуратностью. Многие дороги тоже выложены из такого камня. Приятно удивили туалеты, так же, как и дома, сложенные из камня. Обратите внимание, какие у них ровные углы.
В уличных туалетах, построенных по дороге к Намче, стоят унитазы (!). Невозможно представить такое у нас, в Казахстане, по дороге, например, на Чарын. И если измерять уровень цивилизованности страны именно по состоянию туалетов – а здесь, в Непале, они идеально чистые, с туалетной бумагой, чистящими средствами – то нам до них явно еще расти и расти».
Практически на всей трассе в Непале стоят вот такие дома из идеально обработанного камня.
Парень, сидящий рядом с Тулегеном Кожахметовым, нес на гору огромный стог сена весом примерно 60 кг. Когда он его нес, он выглядел, как муравей. Мы все были поражены его выносливостью. Наверху он получит за этот стог 100 долларов.
Экологичные мусорки на дороге, с возможностью сортировки отходов, надписи указывают, какой мусор куда кидать.
Экопост в национальном парке Сагарматха
И снова квест… Найдите лого AlmaU
Пхагдинг
Обед по дороге между отелем «Кайлас» и Намче-Базаром
Навесные мосты по дороге, стоять на которых весьма жутковато
Шерпы несут груз клиентов
Перед входом в Национальный парк Сагарматха все платили пермит – специальный налог.
Намче-Базар
И где-то там в тумане Эверест! Задействуйте воображение.
Непальские дети