Что такое корпоративное управление и зачем оно вузам?

Новости

Февраль 22, 2023

Что такое корпоративное управление и зачем оно вузам?

Свобода, равенство, братство – с этих трех лозунгов началась французская революция. Но после никаких изменении не произошло. Так как не были созданы институты, которые могли поддержать три лозунга. Вот к таким выводам приходишь после прочтения книги французского экономиста Тома Пикетти «Капитал в 21 веке». А ведь корпоративное управление направлено на создание института, который позволит продвигать такие высокие принципы.

В рамках подписания договора о сотрудничестве между AlmaU и ассоциацией Qazaq Independent Directors символично обсудить вопросы корпоративного управления. Есть определенные проблемы, и они давно не решаются. Потому что обсуждение идет только на площадках форума, круглых столов. Qazaq Independent Directors (далее – QID) совместно с AlmaU через образовательные, сертификационные программы для будущих или действующих независимых директоров попробует решить вопрос подготовки людей, которые смогут действительно дальше на практике применять принципы корпоративного управления.

Наш сайт предоставляет вашему вниманию интервью члена Консультативного совета ассоциации QID Алихана Байдусенова с независимым директором Polymetal, Председателем Совета Попечителей (далее – СП) AlmaU Жанат Бердалиной.

Алихан Байдусенов: Вы стояли у истоков корпоративного управления. Вы председатель СП AlmaU. В чем принципиальная разница между попечительским советом некоммерческой организации и советом директоров?

Жанат Бердалина: В настоящее время я являюсь председателем СП AlmaU и независимым директором компании, которая листингуется на Лондонской фондовой бирже.

В бизнесе всегда в повестке получение прибыли, выплата дивидендов. Там есть стратегические планы, которые определяют деятельность компании, и ответственность Совета Директоров (далее – СД) ограничена этими рамками. Члены СД получают вознаграждение за свою работу, тогда как мы в СП работаем на безвозмездной основе с неограниченной ответственностью, руководствуясь своими убеждениями и гражданской позицией. Например, после нашего интервью и Вашей лекции у меня назначена встреча с проректором по академическим вопросам. Мы будем обсуждать план посещения учебных занятий. С одной стороны, это не является компетенцией ни попечительского совета, ни председателя, но, с другой стороны, я чувствую субсидиарную ответственность. Для меня важно лично увидеть, чем наполнены лекции, соответствует ли содержание курсов тому, что декларирует Университет. Я очень требовательна к себе в этой роли.

Кроме того, в СД коммерческих организаций каждый отвечает за определенный аспект деятельности и должен хорошо в нем разбираться. Среди членов СП такого деления нет. Пусть кто-то из попечителей из бизнеса, а кто-то из сферы образования, но мы все должны разбираться во всех аспектах деятельности Университета.  И знаете, почему еще работа в СП более ответственна? Вспомним историю. Именно в стенах высшего учебного заведения формируются революционные взгляды, гражданская позиция. Студенты учатся понимать, что есть хорошо, а что есть плохо, и как это изменить? Это очень важно. Поэтому я считаю, что работа в СП намного сложнее и взыскательнее.

Алихан Байдусенов: Обязанность СД создавать долгосрочную стоимость. Через стоимость компании можно посмотреть, насколько правильно или неправильно принимает решение совет директоров. В СП что является оценкой эффективности работы?

Жанат Бердалина:. Имея большой опыт работы в СД, еще и значительный опыт работы в аудите, могу сказать, что, действительно, в СД важно умение предвидеть перспективы, выявить и оценить риски компаний.  Роль СП, прежде всего, с моей точки зрения, - способствовать формированию гражданского общества. Да, конечно, студенты должны получить образование и диплом, но если мы во время их обучения в университете не воспитаем в них патриотизм и гражданскую ответственность, не сформируем потребность участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, значит, мы не справились с работой. Именно институты образования, включая колледжи и университеты, должны стать источником знаний и взглядов, которые прививают студентам интерес и вовлеченность в формирование гражданского общества в нашей стране. Вот сейчас грядут выборы в Мажилис и маслихаты. Вся страна в ожидании. Мы задаемся вопросом: «Кто они - нынешние кандидаты? Насколько их программа отражает актуальные интересы и неотложные нужды»?  Но если нашему студенту это не интересно, то это очень опасный синдром. Как может не волновать будущее твоей страны?! Я повторюсь, в этом плане требования к СП, к администрации, ППС образовательного учреждения, а далее и к студентам особенно сейчас, в эпоху затянувшейся турбулентности, высокие.

Мне не понятно, почему некоторые наши ведущие университеты существуют в форме акционерного общества. Как учреждение образования может быть акционерным обществом, кто они выгодополучатели? Это первое. Второе, когда я вижу, что СД возглавляет министр образования и науки, то для меня это отступ от принципов корпоративного управления. Это изначально ставит университеты в неравное положение. Министры и замминистры должны фокусироваться на глобальных вопросах формирования системы образования и науки. И поэтому сейчас назрела необходимость пересмотреть закон об образовании с позиции современных требований и вызовов, с позиции формирования гражданского общества. Мы все говорим о важности критического мышления, о креативной экономике, но как мы достигнем нужных постулатов, если мы изначально неправильно формируем поле деятельности. Необходимо извлекать уроки из прошлого и смотреть в будущее, предпринимая продуманные действия. Несформированные шаги не приводят к результатам. И, возможно, в рамках закона об образовании имеет смысл разработать Кодекс поведения студентов, общий кодекс, то есть ввести основные элементы и принципы корпоративного управления, понятные для всех. Разные мнения и свободомыслие могут присутствовать, но при этом  должны соблюдаться  принципы КУ – открытость, прозрачность, подотчетность.  Если мы хотим каких-то решений и ожидаем реальных результатов, мы должны четко определить свою позицию. Поэтому считаю, что принципы корпоративного управления обязательно нужно применять в учреждениях образования, даже на уровне школ.

Алихан Байдусенов: AlmaU в 2021 году принял новую стратегию. Она была разработана совместно с СП. Там четко прописано, стать университетом с предпринимательским видением. Чем отличается предпринимательский университет от непредпринимательского?

Жанат Бердалина: Как Председатель СП я не боюсь признаться, что стратегию мы пересматриваем каждые два года, потому что современная ситуация очень быстротечна и турбулентна, и на нее необходимо вовремя реагировать и принимать быстрые решения. Мы пересмотрели первую часть стратегии, так как заключили договор о стратегическом партнерстве с Arizona State University, в рамках которого расширили возможности для студентов. Теперь студенты 3-4 курса, демонстрирующие отличные результаты, могут продолжить обучение в ASU. Но еще больше меня привлекает то, что, если наши студенты покажут и там выдающиеся результаты, они получат право работать в США в течение двух лет. Другими словами, студенты помимо престижного диплома получат и необходимую практику. Мне это импонирует, потому что студенты получат опыт работы в компаниях с выстроенными бизнес-процессами и действующим корпоративным управлением, там прописаны все правила, процедуры и ситуации. Такой опыт нам нужен.

Я не поддерживаю мнение, что предпринимательство – это исключительно умение извлекать выгоду. Предприниматель, прежде всего, видит новое. Второе, он готов рисковать. Третье, он умеет заинтересовать людей и повести их за собой.  И уже обладая этими качествами, он создает свой бизнес. Для меня предпринимательство – совсем не значит просто получить диплом AlmaU, и ты уже готовый бизнесмен. Для меня предпринимательство – это предпринимательское видение, предпринимательская ответственность. И эти качества проявляются уже у первокурсников. Но бывает и по-другому. Посещая занятия, я заметила, что некоторые студенты 1 курса практически спят на интересных лекциях, причем чуть ли не на первых партах. Мне объяснили, что это, в основном, студенты, которым «ничего нужно», им не интересно. Они поступили в AlmaU не по своему желанию, а по решению родителей. Тогда я предложила ректорату провести беседу с родителями этих студентов. Диплом престижного AlmaU это, конечно же, хорошо, но, возможно, эти молодые люди хотят заниматься чем-то иным?! Я считаю, очень важно определиться сразу, потому что из незаинтересованного студента, который пришел ради получения престижного диплома, не получится ни специалиста по выбранной профессии, ни предпринимателя. Поэтому во время дней «открытых дверей» нужно давать побольше профилирующей информации. Я не вижу ничего фатального в том, что выпускник школы не сразу поступит в вуз: пусть определится, пусть поймет что ему интересно в жизни. Очень часто на гостевых лекциях, спикеры с энтузиазмом рассказывают о достигнутых успехах, но мало кто рассказывает, как они пришли к этим успехам, что пришлось преодолеть.   Вспоминая слова Черчилля, «успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма». И этого не нужно скрывать и нам, не нужно бояться говорить об этом. Почему? Да потому что во многом успех приходит благодаря сильным персональным навыкам и, конечно, корпоративному управлению. Будучи управляющим партнером KPMG, при интервью с будущими сотрудниками я обращала особое внимание на такие качества, как готовность делиться знанием и опытом, делегировать, причем делегировать и права, и ответственность,  а также доверие, причем полное доверие, без оговорок. И, безусловно, готовность принимать риски и управлять ими. Тогда предпринимателя не сломают никакие обстоятельства. И в этом смысле я не разделяю предпринимателей в бизнесе и преподавателей AlmaU: для них тоже важны дух, видение, неравнодушие, умение оценить свои возможности и взять на себя ответственность, которую они готовы принять. Если возникают вопросы или несогласие с чем-либо, это нужно открыто обсуждать в конструктивном ключе. Я не поддерживаю позиции, которые базируются на прошлом и негативе. Мы должны смотреть с позитивом в будущее.

Алихан Байдусенов: СП в AlmaU cуществует с 2008 года. Как менялся состав за этот долгий период времени? С изменением состава как менялось корпоративное управление и развивался университет?

Жанат Бердалина: Мне нравится высказывание «Стабильность – это движение, стагнация – болото». И я считаю, что для сохранения пресловутой стабильности как раз-таки нужна ротация. Работа СП зиждется на принципах корпоративного управления. Ротацию в СП мы проводим также по правилам КУ. Для нас важно, чтобы в СП были представители бизнеса, науки, госорганов. Главное, это люди, которые хотят  и могут что-то изменить.  

Когда я посещала занятия в октябре-ноябре, меня приятно удивили молодые преподаватели. Причем предметы, которые они вели, казалось, были довольно скучные. Но как они вели занятия! И я сразу же задалась вопросами: какая у них зарплата, откуда у них у них такое умение работать со студентами? Ведь они по своей сути преподаватели-новаторы. И, наоборот, посетила занятие профессора всех наук и всех званий, но так неинтересно, так скучно. Почему? Говорят, что они “выгорели”. Тогда почему они здесь? Оказывается, потому что у нас МОН определяет, сколько должно быть кандидатов наук и PhD. Может, требования МОН должны уже носить рекомендательный, а не обязательный характер в отношении самостоятельно функционирующих учреждений? Может, уже не стоит вмешиваться в их работу, чтобы не потерять ценные преподавательские кадры и сделать процесс обучения еще более эффективным?

Алихан Байдусенов: В СМИ часто высказывают критику в отношении эффективности управления компаниями, но эта критика идет в адрес членов правления, хотя по закону органом управления является СД. Как правило, широкая общественность не знает его членов. Насколько публичным должен быть независимый член СД?

Жанат Бердалина: Это очень хороший вопрос. Я сейчас состою в совете директоров публичной компании. До этого была в СД компаний, которые входят в «Самрук-Казына» и «Байтерек». Исходя из накопленного опыта, считаю, что работа в СД требует конкретных знаний, компетенций и навыков, среди которых критическое мышление, стратегическое мышление и более того, стратегическое видение, а также должной реализации этих навыков и компетенций. Быть членом СД предполагает очень высокую ответственность во всех ее аспектах, и полагаю, у членов СД должно быть достойное вознаграждение.

Если говорить о публичности, то я не сторонник этого, поскольку зачастую члены СД коммерческой структуры достаточно серьезно ограничены требованиями конфиденциальности. Но, с другой стороны, когда ты работаешь и живешь по принципам корпоративного управления, нет места двойным стандартам. Мне часто задают вопрос, как я принимаю решения, позволяющие поддерживать должную репутацию. В таких случаях рекомендую один простой метод. Задайте себе вопрос: «Если о Вашем решении/действии узнают Ваши дети и близкие, Вам не будет стыдно»?

Именно с КУ начинаются все изменения и преобразования…

 

 

Поделиться: