АЦ «Эксперт»: AlmaU - чемпион в СНГ по количеству программ двойных дипломов!
16 июня в Москве прошел организованный аналитическим центром «Эксперт» и Высшей Школой финансов и менеджмента РАНХиГС круглый стол на тему «Бизнес-школы России и стран СНГ: условия и стратегии успешного выхода на глобальный рынок». Одним из докладчиков мероприятия стала ректор Almaty Management University Алмагуль Канагатова.
Участниками круглого стола стали представители ассоциаций, аккредитующих организаций в сфере бизнес-образования, а также руководители ведущих бизнес-школ России и СНГ: Лариса Карташова, декан Плехановской школы бизнеса «Integral» РЭУ им. Г.В. Плеханова; Геннадий Константинов, профессор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ; Елена Лобанова, декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС; Татьяна Лопатина, исполнительный директор Аналитического центра «Эксперт»; Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования, президент РАБО и другие.
В центре внимания круглого стола оказался новый продукт АЦ «Эксперт» - рейтинг глобальных бизнес-школ России и стран СНГ. Целью исследования было – определить бизнес-школы России и других стран постсоветского пространства, которые за минувшие 25 лет совершили рывок в своем развитии и значительно сократили разрыв в качестве бизнес-образования с западными странами (при этом оценивалось движение вузов в направлении глобального рынка и конкуренции за интернациональных студентов).
Вузы оценивались по множеству критериев, одним из которых стало количество партнерств с зарубежными вузами, которые имеют аккредитации первого уровня (AACSB, AMBA, EQUIS, EPAS, CEEMAN). По этому показателю AlmaU обошел лучшие вузы России и СНГ и занял 2-е место (после Высшей Школы Менеджмента, СПбГУ) в рейтинге глобальных бизнес-школ России и стран СНГ.
В целом, AlmaU был признан лучшим вузом в категории «активно продвигающихся на глобальном рынке бизнес-школ» (через развитие аккредитаций и партнерства).
А по количеству программ двойных дипломов на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, MBA, DBA) AlmaU стал первым на постсоветском пространстве, потеснив лучшие бизнес-вузы Москвы.
Стоит отметить, что от Казахстана в рейтинг вошли только 2 бизнес-школы.
Данные ЮНЕСКО показывают, что глобальная мобильность студентов за последние 37 лет выросла на 463%, таким образом, доля иностранных студентов во всем мире к 2025 году достигнет 8 млн. При этом исследователи отмечают, что показатели Казахстана по международной мобильности студентов (входящий поток) пока оставляют желать лучшего.
Участвовать в рейтинге могли только глобальные бизнес-школы России и СНГ, у которых есть аккредитации первого уровня и/или вузы-партнеры с аккредитациями первого уровня, либо большое количество публикаций (не менее 40) в журналах с высоким импакт-фактором. При проведении ранжирования в расчет брались показатели того, как вузы ведут собственные исследования (производят новые знания) в области менеджмента; ставят перед собой цель привлечения иностранных студентов и демонстрируют определенные результаты по ее достижению; выстраивают осознанную стратегию партнерств с зарубежными бизнес-школами, достигая соответствия международным стандартам в области бизнес-образования. Другими показателями глобальной видимости бизнес-школ считаются: институциональное членство в таких организациях, как AACSB, EFMD, CEEMAN, разработка кейсов, наличие онлайн-курсов (Платформы Coursera, EdX и т.д.), профессиональные аккредитации (ACCA, CIMA, CIM, RICS и др.).
Все данные, на которых основывается рэнкинг, были взяты из официальных сайтов аккредитующих организаций, сайтов бизнес-школ, базы данных Scopus и т.д.
Стоит отметить, что критерии ранжирования школ обсуждались во время круглого стола его участниками, и каждый представитель вуза мог высказать свои замечания и предложения на этот счет.
На встрече глав бизнес-вузов также обсуждалась стратегии продвижения российских (и евразийских) бизнес-школ на глобальном рынке, роль в этом процессе аккредитаций и международных альянсов, а также исследовательская повестка бизнес-школ и ее влияние на интернационализацию.