Алессандро Фриджерио: «Алматы – безопасный и комфортный город»

Новости

Июль 16, 2018

Алессандро Фриджерио: «Алматы – безопасный и комфортный город»

В начале июля в Almaty Management University произошло сразу несколько событий самого разного свойства: одним из них стал уход со своего поста декана Высшей школы менеджмента, доктора политических наук, профессора Алессандро Фриджерио.

Алессандро родился и вырос в Италии, в маленьком городке Монза, в десяти километрах от Милана. Как он сам рассказывает в своих интервью, после защиты докторской мистер Фриджерио разослал свое резюме в разные университеты по всему миру и в итоге оказался в Казахстане, в Университете КИМЭП, затем какое-то время он поработал в КБТУ, а последний год Алессандро трудился в Almaty Management University - сначала как декан Управления магистратуры и докторантуры, затем – в качестве декана Высшей Школы Менеджмента (ВШМ). Отъезд из Казахстана, который успел стать для итальянца вторым домом (он прожил здесь 10 лет, здесь родились его дети), связан с тем, что жена Алессандро выиграла грант на обучение в Гарварде, и семья в ближайшее время полным составом переедет в США.

- Алессандро, как бы вы сами оценили результаты своей работы в AlmaU?

- Самый главный результат во время работы в ВШМ – это то, что вся деятельность деканата и университета в целом была подогнана под рамки европейской аккредитации. Это было необходимо сделать в связи с тем, что вуз сейчас готовится к EPAS (престижная европейская аккредитация бизнес-школ).

Во-первых, была сформирована и запущена работа по гарантии качества, то есть полностью был сделан транспарентным процесс обучения, начиная с выставления оценок и критериев, по которым они выставляются, до механизмов проведения анкетирования «Преподаватель глазами студентов». Все эти процессы сейчас прозрачны.

Во-вторых, мы структурировали обучающие программы, сделали их соответствующими тем нормам, которые приняты в Европе. И, что важно, мы прописали по европейским стандартам те пункты, в которых указываются те навыки и знания, что студент получит по окончании этого курса.

И, в-третьих, мы провели своего рода анализ, где мы находимся в таблице EPAS - есть такая таблица успешного прохождения этой аккредитации, где отмечено, где мы сейчас и что нам нужно сделать для успешного прохождения, чтобы оказаться там в первой графе. Проведена большая работа, но теперь ее нужно продолжать и стараться следовать тем нормам, которые существует в Европе.

- Какие вы видите возможные сложности в прохождении аккредитации?

- Есть заминка в том, что для успешного прохождения EPAS нужны иностранные студенты, иностранные преподаватели и программы, которые ведутся на английском языке. Если позволяют финансы, то пригласить сюда иностранных преподавателей не составит труда.

- Вы прожили в Казахстане 10 лет. Что бы вы могли сказать о стране?

- Адаптироваться к жизни в Казахстане для меня было не сложно. Тем более, что казахам и итальянцам зачастую свойственны одни и те же качества, как положительные, так и негативные. Положительная черта, которая есть и у нас, и у вас – в том, что мы открытые люди, хорошие семьянины, доброжелательные, это наши сильные стороны. Слабая – конечно, в том, что сильны коррупция, непотизм, и даже не в смысле дачи кому-то взяток, а в том, что если я здесь работаю, то я помогу сюда устроиться своим родным, друзьям и т.д., невзирая на их профессиональные качества. Это считается приверженностью семье. Кроме того, и казахи, и итальянцы готовы нарушать какие-то правила, требования порядка и справедливости. Например, есть негласное правило, что нельзя сорить в горах: а мы можем взять и выкинуть бутылку, посчитав, что от одной ничего страшного не случится. В этом плане итальянцы и казахи похожи – они готовы негласно обойти правила.

- За 10 лет пребывания в Казахстане вы поработали в 3 вузах, причем одних из лучших. Каков ваш взгляд на систему образования в стране?

- Очень много бюрократии. Слишком всё централизованно. Лично я поддерживаю автономию вузов, я считаю, вуз сам должен регулировать то, какой будет образовательная программа, как будет преподаваться та или иная специальность. Когда я только пришел преподавать в Казахстан, было очень много обязательных курсов и требований со стороны МОН РК, это было своеобразной палкой в колеса, особенно, когда нужно сделать программу удовлетворяющей международным требованиям, тому же EPAS. Но буквально на днях объявили, что университеты в Казахстане получают полную автономию и смогут регулировать программы так, как они хотят.

То, о чем мы мечтали, наконец, свершилось, это большой плюс. Для образовательной системы Казахстана, как и для государства в целом, свойственны коррупция, непотизм – для меня это является ненормальным, я не принимаю и не поддерживаю это. Есть сложности и с английским языком – в университетах страны нет должного приоритета в этом смысле. Как с точки зрения преподавания в школах и вузах на английском, так и с точки зрения знания английского языка преподавателями – существуют проблемы. И это очень затрудняет получение качественного образования, потому что лучшая и самая современная литература написана на английском языке. Кроме того, в Казахстане введено трёхъязычие – в основном, вся литература на русском, а еще нужно поддерживать и казахский язык, и английский язык... Но для преподавателей, которым нужно писать огромное количество статей, чтобы подтверждать свой статус, все же будет лучше писать их на английском языке и публиковать их в лучших журналах где-то за рубежом, чтобы повышать свой авторитет, свой рейтинг и, соответственно, рейтинг своего вуза.

- Чем собираетесь заниматься дальше?

- Работать няней (букв. Babysitter – смеется). Пока не знаю, до сентября буду сидеть с младшим ребенком дома. У нас с женой двое детей – 8 и 5 лет, старшая ходит в школу.

- Ваши пожелания AlmaU и Казахстану?

- Казахстану – чтобы новое поколение не позволило вовлечь себя в коррупцию и непотизм. Я замечаю, что многие молодые люди начинают идти не той дорогой, и это удручает. Второй момент: я люблю Казахстан в том числе и за его многонациональность, мультикультурализм. Здесь никто никогда никого не ущемлял с точки зрения национальности, с точки зрения религии. Но, допустим, поймав такси 10 лет назад, я не наблюдал разногласий и странного поведения тех же водителей, если вопрос касался религии. А сейчас, поймав такси, можно наткнуться на водителя, который начинает вести странные разговоры, беседы относительно религии, и переходить в активное наступление и агитацию, многие это замечали, не только я. В принципе, наша страна воспитала достаточно много интеллигентных, культурных людей – и этого нужно придерживаться и в будущем.

Еще одно замечание – в Казахстане принято строго следовать социальной и карьерной иерархии. В смысле, если шеф сказал – нужно исполнять. Но при этом мы не принимаем во внимание, что шеф может говорить неверные вещи. И если это так, то выполнять поручение не стоит. Нужно думать своей головой.

Что бы я хотел пожелать AlmaU? Следовать своим целям. Если есть цель соответствовать международным стандартам, получить международную аккредитацию, то для этого нужно, чтобы на каждой специальности был не один, а несколько иностранных преподавателей, также нужно набрать несколько иностранцев в штат, чтобы они помогали вам следовать намеченному пути. Тогда цель будет достигнута. Привлечь хороших преподавателей в Казахстан с помощью одной оплаты бывает несколько сложнее, чем в США, например, поэтому желаю вам побольше ресурсов.

- Есть что-то такое в нашей стране, чего вам будет не хватать за рубежом?

- Нашей няни (смеется). Несомненно, еды - продуктов и блюд, которые готовят здесь, в Казахстане. Можно сказать, что будет не хватать всей страны, всего города. В первую очередь, людей. Я еду в, скажем так, неискреннюю Америку, где каждый тебе улыбается, независимо от того, нравишься ты ему или нет. Я не люблю такое качество в людях – я люблю людей честных и искренних. Здесь мне не нравятся три вещи: загрязненность воздуха, отсутствие моря и удаленность от Европы. Если бы мы жили поближе, я бы жил здесь вечность.

- Таксисты?

- Нет, мне попадались, конечно, странные ребята со странными вопросами. Но 90% и даже более, узнав, что я женат на казашке, начинают радоваться, хотят поговорить, называют меня күйеу-бала. Алматы - безопасный город, здесь дети могут ходить в школу и возвращаться самостоятельно. Здесь комфортно жить. Вещь, по которой я однозначно не буду скучать – это казахстанская полиция (смеется).

- Почему?

- В этом есть доля шутки. Просто приходилось иметь с ними дело. Но при этом они не грубые, первое, что они делают, когда подходят, несмотря на то, нарушил или нет ты какое-то правило (например, ПДД), они пожимают тебе руку. И потом начинают с серьезным видом спрашивать, что, когда, зачем и почему.

- Что вы мечтали, но не успели сделать, живя в Казахстане?

- Самое главное, что я не успел сделать – это путешествия по Казахстану и Средней Азии в целом. Я хотел увидеть Самарканд, Бухару, Хиву – и не увидел, хотел съездить на Памир – не успел. Хотел посетить Актау, Атырау – я там так и не побывал. Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан... Моя большая мечта – объездить все эти страны и Казахстан на машине и доехать до Италии.

- Кого из казахстанцев вы больше всего любите и уважаете?

- Мою жену. Она великолепный исследователь родом из Казахстана. Мне кажется, очень важно именно в Казахстане подчеркивать, что женщины не менее важны для страны, чем мужчины. Если говорить о публичных фигурах, то я никого не могу назвать.

Дополнительная информация: https://esquire.kz/alessandro-fridzherio/

Поделиться: