Акимат Алматы выделил гранты на обучение в вузе выпускникам с ограниченными возможностями
Обладателями стопроцентного гранта на 4 года обучения стали Алихан Габбасов (инвалид 2 группы) и Азиза Абдурахманова (инвалид 3 группы).
Акимат г. Алматы присудил выпускникам с ограниченными возможностями два общеобразовательных гранта на обучение в Almaty Management University (МАБ) – единственном в Казахстане вузе, технически готовом принять студентов с инвалидностью.
Обладателями стопроцентного гранта на 4 года обучения стали Алихан Габбасов (инвалид 2 группы) и Азиза Абдурахманова (инвалид 3 группы). Об этом стало известно вчера в ходе круглого стола «Инклюзивное высшее образование в Казахстане: реалии и проблемы» в AlmaU, в котором приняли участие представители вузов, Общества инвалидов, имеющих высшее образование «Намыс», НПО по защите прав людей с ограниченными возможностями, акимата, ООН и других организаций.
Участники обсудили реальные возможности людей с инвалидностью получить высшее образование. По словам проректора AlmaU по академическим вопросам Нуржамал Дуйсенгуловой, сейчас в данном вузе учатся 13-15 человек с ограниченными возможностями.
Председатель Общества инвалидов «Намыс», советник акима Алматы и министра науки и образования Кайрат Иманалиев отметил, что на сегодня AlmaU - единственный вуз в Алматы, технически оснащенный для приема и обучения людей с ограниченными возможностями. В свое время он обращался сюда за рекомендациями: какими должны быть лифт, пандусы и прочая инфраструктура, чтобы сделать доступ в здание для инвалидов максимально удобным.
Каковы же в целом возможности получения высшего образования инвалидами в Казахстане? По результатам опроса среди ЛОВ, в котором приняли участие 149 человек, сегодня в Казахстане инвалиды чаще всего страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, но при этом у 37% опрошенных двигательная активность полностью сохранена, то есть они могут не отказывать себе в посещении общественных мест, в том числе вузов, колледжей, школ и т.д. 67% ЛОВ способны сами себя обслуживать.
- Как показал опрос, в Алматы очень много образовательных учреждений различных уровней и назначений, начиная от дошкольных и заканчивая высшими, но наши инвалиды не включили образовательные услуги в свои приоритеты. Это связано с тем, что образование остается недоступным для них, и они не видят перспективы его развития, - говорит Кайрат Иманалиев. - На вопрос: «Какие образовательные услуги вам доступны?», респонденты отметили: учебные курсы - 14%, вузы - 11%, учреждения технического и профессионального образования - 10%, дистанционное образование - 8%, внешкольные образовательные кружки - 5%, обычные средние школы - 5%, коррекционные образовательные учреждения - 4%, дошкольные учреждения для детей с особыми нуждами разного профиля - 3%, репетиторство - 3%, образование на дому - 2%. При этом 14% опрошенных назвали образовательные услуги недоступны, 21% не пользуется или не нуждается в образовательных услугах. Лишь 12% из опрошенных окончили вузы, 63% нигде не учатся. При этом 31% считает, что они нуждаются в высшем образовании, и свыше 10% - в профессионально-техническом среднем.
Большинство респондентов предпочло бы получать учебные материалы в виде: электронной библиотеки через Интернет -33%, аудиокниги - 16%, специальных программ, озвучивающих текст - 9%, специальной литературы на шрифте Брайля - 7%, специальных книг с увеличенным шрифтом - 4%. Больше половины участников опроса (55%) отметили, что преподаватель никак не учитывает специфику их заболевания.
Эксперт пришел к выводу, что образовательные услуги в Казахстане малодоступными для инвалидов: «Весь спектр укладывается от 2% (образование на дому) до 14% (учебные курсы). При этом подавляющая часть инвалидов (63%) вообще не учатся, только десятая часть учится в учреждениях ТиПО и вузах». Он считает, что изменить ситуацию могут только сами вузы и государство. Так, одним из условий аккредитации вузов, по его мнению, должно быть обеспечение доступности образования для инвалидов разных категорий. Это определяется наличием пандусов, подъемников, тактильных дорожек, звуковых сигналов, информационных табло, указателей и т.д.
- Необходимо подготовить самих преподавателей, чтобы они знали психологию людей с различными формами заболевания, - говорит Кайрат Иманалиев. - Вузам необходимо с самого начала проводить работу с абитуриентами из числа инвалидов, нацелив их на получение высшего образования. Учебные пособия должны быть адаптированы к нуждам инвалидов различных категорий: учебники на шрифте Брайля, аудиокниги, информационные системы, позволяющие получить необходимые знания. Информация должна быть доступна инвалидам различных категорий. При вузах должны быть созданы службы поддержки людей с инвалидностью, например, ресурсные центры, волонтёрские службы. Инвалидам должно быть разрешено использовать при обучении различные разумные приспособления, приборы и инструменты - диктофоны для людей с нарушением зрения, переводчики текста в аудио формат и другое. Кроме этого, и сами вузы должны иметь собственные образовательные программы для инвалидов.
Эксперт, представитель UN DPI (ООН) Властимил Самек напомнил, что в феврале этого года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов: «Цели развития тысячелетия, которые были приняты на основе встречи лидеров в 2000 году (срок достижения целей - 2015 год), включали в себя и доступ к образованию в том числе. В этом году срок заканчивается, и, видимо, не все цели развития тысячелетия были достигнуты нами в полном объеме. В сентябре представители стран, входящих в ООН, вновь встретятся и обсудят цели устойчивого развития. Стоит ожидать, что эта тема будет включена в перечень обсуждаемых и что страны возьмут на себя больше обязанностей, чтобы на деле обеспечить доступ к образованию всем гражданам независимо от их статуса и возможностей».
Говоря о на проблемах получения высшего образования людьми с ограничениями зрения, вице-президент ОО МОЛОВ «Жігер» Мадияр Жанысбаев сказал:
- К сожалению, на сегодняшний день мы можем утверждать, что высшая школа не готова принять незрячего человека в свою среду. Главная причина – практически полное отсутствие условий, необходимых в обучении студентов с ОВР, учитывающих их физические особенности, а также недостаток квалифицированных кадров, знающих специфику работы со студентами с ОВР.
Исследователь Нуржамал Пренова привела статистику: по данным МОН РК, в 2012 году в стране насчитывалось 65 844 ребенка с инвалидностью (0 – 17 лет), что на 31% выше по сравнению с 45 118 детьми с инвалидностью, зарегистрированными в 2005 году. При этом количество детей, получающих образование на дому, в 2012 году составило 7923 детей. По словам Н. Преновой, низкий уровень базовых знаний абитуриентов с инвалидностью, обусловлен тем, что большинство таких детей получает знания в специализированных школах и при надомном обучении. Эту и другие проблемы могло бы решить развитие в Университете программы сопровождения и технического обеспечения процесса обучения студентов с инвалидностью (даже с тяжелыми формами), организация подготовительной группы, довузовской подготовки в самом вузе; обучение инвалидов информационным технологиям и создание специального технического центра, электронной библиотеки, а также обучение людей с ограниченными возможностями в интегрированных группах, где обычные студенты учатся вместе с инвалидами (что должно способствовать лучшей успеваемости и социализации).
Декан Высшей Школы Бизнеса AlmaU Гульнар Куренкеева рассказала о социальных инициативах вуза, в том числе о проекте-конкурсе «Неограниченные возможности», восемь участников которого в июне этого года получили гранты и скидки на обучение в вузе на программах МВА. На ее взгляд, существуют четыре главные проблемы инклюзивного высшего образования в Казахстане. Это проблемы создания доступной среды (доступа в вуз), проблема поступления в вузы, проблема обучения и проблема трудоустройства выпускников-инвалидов. Примечательно, на всех этих этапах AlmaU помогает своим слушателям решать данные проблемы.
Также здесь в программу обучения бакалавриата внедрен курс «service learning», который направлен на формирование у студентов активной гражданской позиции и высокой социальной ответственности. Студенты AlmaU будут работать на общественно-полезных работах в рамках прохождения практики по данному курсу. Курс включен в РУП и является обязательным для прохождения.
Участники форума приняли рекомендации по развитию инклюзивного высшего образования в Казахстане.
http://www.zakon.kz/4730013-akimat-almaty-vydelil-granty-na.html