Вузы – пережиток прошлого?
В программе Международной Летней школы, которая проходит сейчас на Иссык-Куле, много ярких и познавательных секций. Особый интерес у участников вызывают дискуссионные встречи по итогам дня, когда на обсуждение выбирается какая-то важная и актуальная тема для всех слушателей. На первой дискуссии, вчера вечером, руководители и преподаватели вузов обсудили необходимость реформы системы высшего образования.
Дискуссионная площадка проходит в неформальной обстановке. Любой желающий может предложить тему для обсуждения и выступить в роли модератора, и вчера первым добровольцем оказался преподаватель MBA Almaty Management University Сергей Филин. С самого начала дискуссии Сергей Александрович задал несколько провокационный формат встречи, попытавшись разделить участников на два лагеря – на тех, кто считает, что вузы в нынешнем виде являются пережитком прошлого и требуют кардинальных преобразований, и на тех, кто считает, что современные университеты отвечают требованиям времени. Однако, как оказалось, все присутствующие придерживаются мнения, что пора что-то менять. В результате, коллеги больше говорили о том, что именно неправильно в современных университетах и что необходимо предпринять, чтобы студенты получали адекватные современным реалиям знания.
В ходе умело модерируемой дискуссии, с элементами ток-шоу, прозвучали как давно известные истины, так и неожиданные признания о роли преподавателей в вопросах качества учебных материалов в вузах Казахстана. Вот только краткий обзор некоторых цитат и мнений, высказанных участниками во время двухминутных выступлений:
«Если бы система высшего образования была правильной, у работодателей не было бы уверенности, что выпускников вузов надо обязательно переучивать»;
«Современное образование устарело. Такие вузы, как в Казахстане, по большей части не нужны. Посмотрите на опыт западных успешных компаний. Крупнейшая аудиторская компания Ernst&Young, которая оказывает миллионы консалтинговых услуг, в том числе юридические. У них нас сайте официально написано, что им не нужны люди с высшим образованием. Они сами готовы обучить новичков всему необходимому. Есть пример Google - они ищут талантливую молодежь не в вузах, а онлайн. Есть много примеров, когда талантливые люди добились высот без формального диплома (вспомним создателей Apple и Facebook). Наши вузы не должны быть такими архаичными, как сегодня. То, что мы говорим, что мы профессура и преподаватели, к сожалению, все это уничтожается такими яркими примерами. Чтобы это исправить, университеты должны пройти серьезные реформы»;
«ОК, берут некоторые крупные компании без высшего образования, без диплома. Но вдруг этого сотрудника уволят с той же Apple? Он пойдет устраиваться на работу в другую компанию, а там могут быть другие требования…»;
«Должна быть сильная связь между университетом и производством. Чтобы выпускники вузов были готовы к тому, что их ждет на конкретном производстве, в конкретной компании. То есть образование должно быть ориентированным»;
«Человек с большой буквы с высшим образованием – если мы создадим таких множество, в массовом порядке - производство остановится. Они не пойдут в Темиртау к горячим печам, они не пойдут в шахты, потому что они вот такие «духовные» и «образованные»;
«Нужно учиться самим – брать лучший мировой опыт и применять на месте. Не стоять, развиваться, отвечать требованиям времени»;
«Что делать? Усилить гуманитарный блок – нам не хватает смысла и ценностей. Дать определенный процент свободы университетам для усиления вариативности и экспериментирования, в рамках разумного. Нужно усиливать прикладную часть – не только теория, но и практическая часть должна быть сильной. И надо развивать в вузах предпринимательский аспект (примечание пресс-службы: как раз то, что делается в AlmaU);
«Молодые люди, которые предпочли высшему образованию что-то другое, не должны быть изгоями. Сегодня много говорили о том, что есть много людей, кто занимается самообразованием и это не мешает им быть образованными людьми. Следовательно, необходимо создать такое пространство, где будут лучшие публичные библиотеки, где будет возможность делиться своим опытом, проводить мастер-классы, тренинги. Но понятно, что кто-то потом должен оценивать их уровень знаний. Должна быть какая-то сертификация на уровне отраслевых ассоциаций, с участием коммерческого сектора, который будет принимать в этой оценке непосредственное участие. Поскольку эти компании напрямую заинтересованы в том, чтобы к ним приходили люди с сильными знаниями»;
«Высшее образование не должно быть для всех. Должен быть серьезный порог для поступления в вуз. И в вузы должны отбираться только лучшие и сильные. Это не должен быть конвейер, как сейчас, когда стараемся охватить высшим образованием большинство населения, когда выпускники торгуют на базарах или работают не по специальности. Высшее образование только для тех, кто готов воспринять эти знания, а преподаватели должны быть готовыми эти знания передать. То есть, не должно быть середнячков ни среди тех, ни среди других»;
Интересный пример привёл модератор дискуссии Сергей Филин: «Как моя дочь училась в Швеции? Студенты читают теорию заранее, потом проходит семинар. А затем, профессор из Парижа читает лекцию на эту тему в несколько вузов сразу, онлайн. Но он читает не то, что в книжках, а рассказывает о своем исследовании, которое он проводит на изучаемую студентами тему. И зачастую это исследование даже еще не опубликовано. Следующую тему читает профессор из Испании, следующую - из другой страны. Получается, что они делятся знаниями, которые еще широко не известны. А когда некоторые преподаватели вузов пересказывают учебники во время лекций - студенты оказываются не в курсе современных тенденций»;
Своеобразный итог обсуждению подвел президент AlmaU Асылбек Кожахметов: «Вы все требуете качество образования западное, которое стоит не менее 50 000 долларов на человека. А в Казахстане, в среднем, тратят 5 000 долларов на человека. Нельзя на 5000 купить элитный мерседес. Поэтому у нас образование адекватно тем средствам, которые люди вкладывают. Второе. Невозможно сделать образование качественным и профессиональным, если у вас некачественное госуправление. Образование это маленькая часть системы госуправления. Пока не будет наведен порядок в госуправлении - образование всегда будет отставать!»
В ходе дискуссии прозвучала мысль, которая вызвала аплодисменты всех участников: «Махатма Ганди говорил: «Если хочешь изменить мир, начни с себя!» Поэтому самым верным решением будет, если все мы – участники Летней школы - по возвращению в свои города, в свои вузы, на свои рабочие места, начнем сами что-то менять вокруг себя».
Пожалуй, этот эмоциональный призыв больше всего отвечает интересам как системы высшего образования в целом, так и интересам каждого преподавателя и профессора в отдельности.
Следите за новостями на сайте Международной Летней школы – www.summerschool.almau.edu.kz
Официальный хештег #AlmaU_summerschool