Минуты рефлексии. Канагатова А.М.
Мой внутренний «наблюдатель» жил в последнее время в процессе нулевой рефлексии, впал в так называемую безоценочную стадию, только все впитывал, регистрировал события внутренней и внешней жизни, может быть, был в состоянии шока. Ожидание было долгим, но, невозможно было предугадать время, ситуацию, проблемные вопросы. Поездка в Оксфорд, помогла ускорить этот момент. Почему сейчас? Возможно, атмосфера города, настроение, неважно когда, где, во сколько это случилось, важно другое, появилось сильнейшее желание, подключить ноутбук, открыть новую страницу и …. Стоп. Определяю для себя задачу: упорядочить мысли, собрать воедино самонаблюдение своего нынешнего состояния, оценить свой опыт, поведение, просчитать, возможно, прогнозы, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей.
Что не так…Новый этап, возвращение к образу жизни, который, казался, остался в далеком прошлом. Сегодня я снова студентка, изучаю английский язык, живу в студенческом кампусе, форма одежды - джинсы, кроссовки, дополнение - рюкзак. Я стипендиатка международной программы «Болашак», это мой новый статус, так мы себя позиционируем, немаловажно, мы гордимся этим званием. Потребность в «актуализации», раскрытии, осуществлении, что ни на есть, высокая!
Оглядываясь назад, вспоминаю день, когда увидела себя в списке стипендиатов, однозначно, понимала, что это отличный шанс для развития, новые возможности, безусловно, личная ответственность, осознать свою «самость», «причина самого себя». Сегодня же, я хочу рассказать о своем ощущении, внутренних изменениях, может быть, кто-то пережил, то же самое. У каждого из нас, интегрируются все впечатления, каждодневно моделируются и оцениваются последствия действий, подкрепленные поведением, ежедневным опытом.
Китайская пословица гласит, что самыми важными периодами в жизни человека являются простые ценности – время учиться, время бороться, и, наконец, время, чтобы становиться мудрым. В такие периоды жизни вырабатываются внутренние стандарты» для оценки себя, других людей, своих жизненных критериев, ценностей. Выстраивается определенная последовательность жизненных эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, являющимся непосредственным вызовом для него.
Следующий этап, сбор документов, ежедневное общение с сотрудницей центра программ «Болашак», наконец долгожданная виза, грусть от расставания с родными. Несколько часов полета – Heathrow Airport.
Первая мысль. Для этого уже сложившемуся человеку, вполне самодостаточному, предстоит научиться выстраивать по-новому отношения с собой, с окружающими, проверка на умение адаптироваться к новым условиям. Сейчас я понимаю, что эта мысль была весьма важной. Опыт показал, что реальная действительность оказалась суровым корректором, ведь каждодневно редактировались жизненные цели, вносились изменения в области привычного существования – мы учились «делать обычное по-другому». Право, восхищаюсь нашими стипендиатами, в другом измерении, в другой стране, непринужденно преодолевались жизненные коллизии, мелкие проблемы, плечо друга всегда ощущалось. Не судите строго за повтор, но это очень важно. Портрет стипендиата, приехавшего изучать английский язык и планирующего пройти научную стажировку: сформированный, зрелый человек, зачастую уже имеющий семью, профессию, статус, успевший что-то сделать в своей жизни, вдруг начинал активно обнаруживать в себе сомнение. Наступал «хаос», период смятений, сомнений и неопределенных вопросов. Было бы странно, если бы это было по-другому. Важно не просто много знать, важно много пережить (народная мудрость). Происходили изменения в образе и стиле жизни, некоторые порой впадали в безысходность и отчаяние, в такие периоды, несомненно, в каждом человеке развивается более высокий порог чувствительности. Немаловажно, тоска по родным, детям, снижение количества личностных контактов в семье, потеря возможности контролировать события, принимать решения, участвовать в общей жизни коллектива. Нашла фразу Харуки Мураками, которая помогла все расставить по своим местам: «Я, видишь ли, очень несовершенное человеческое существо. Очень далек от идеала, и ошибаюсь частенько. Но я учусь. И сильно стараюсь не повторять своих ошибок. Хотя все равно иногда повторяю. Почему? Да очень просто. Потому что я глуп и несовершенен. В такие моменты я очень себя не люблю. И делаю все, чтобы в третий раз этого не случилось ни в коем случае. Так и развиваюсь понемногу. Пусть небольшой, но прогресс... Все лучше, чем ничего».
Сегодня я для себя четко понимаю, что, все стипендиаты программы, сильные Личности, в изменившихся условиях открывшие в себе новые возможности и способности, которые доселе были невостребованными. Высокая мобилизация себя на выполнение различных решений о действии вопреки обстоятельствам и внутреннему не мотивированному желанию его прекратить («сложно учить язык», «не смогу»). Стипендиаты, даже в мыслях не могли себе позволить проспать, не пойти на занятия, высокая цель, способность к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения, принятию обдуманных решений, умению соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой, также является портретом стипендиата. Думаю, для психологов, интересная область исследования. Пища для размышления. Сколько реального «живого» материала…
Вторая мысль. Пережив «эйфорию» - первоначальный период восторгов и восклицаний, у стипендиатов возникает извечный философский вопрос: «Что делать?». Удалось освоить навык или нет, получено ли знание? Указанные вопросы важны для мотивации: никому не хочется заниматься бесполезной работой, даже если она подкрепляется словами, что результат может понадобиться когда-то в будущем, важна успешность в достижении результата обучения, личный прогресс. Каждый стипендиат не может абстрагироваться от проблемы достижения конечного результата. Каждодневные дебаты во время брейков, ланча, в пабе. Задача минимум: выучить язык, получить новые навыки, усовершенствовать имеющиеся знания.
Для взрослого человека, категория времени, не может быть абстрактной, страшно - «потерять время». Ведь, взрослый человек может творить свою образовательную ситуацию, корректировать, проявлять проактивность, подводить предварительные итоги и намечать перспективу дальнейших планов. Эти люди способны много и продуктивно работать, забывая о сне и отдыхе, потому что умеют по-новому ощущать время, ценить новую возможность развития, умеют быть благодарными, для них нет проблем перестроить собственную жизнь по принципу «сочетания необходимого и возможного». Еще один немаловажный аспект, ценность каждого дня стажировки, изучения языка, имеет другой личностный смысл, является результатом напряженной внутренней и индивидуальной работы, новых размышлений, предполагающая максимально эффективное использование человеком сил, способностей, навыков и ресурсов. Каждодневно происходит уникальная трансформация, стипендиаты «Болашак» включаются в новые отношения с информацией, с людьми, формируют новое, более глубокое понимание жизни и самого себя, обладают способностями к самостоятельному позитивному росту. Та самая пресловутая гегелевская диалектика развития, по спирали, реально реализуемая на практике, качественное «изменение-развитие», предоставляющая возможность не только понять сущностные механизмы этого движения, но и позволяющая сделать многие прикладные выводы для системы образования взрослых Личностей. И если появляется мнение, нужно ли отправлять на обучение довольно взрослых людей, мой ответ однозначен. Определенно, ведь у них жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее. Результативность научной стажировки будет налицо вскоре, по крайней мере, взрослое поколение болашакеров, будут понимать и помогать молодому поколению, т.к. сами прошли испытание на выносливость. Обратная реакция, именно такие люди, у кого получилось приобрести мудрость и терпимость, развиваются в действительно ведущий авторитет, признаваемый молодёжью.
Стипендиатам представилась уникальная возможность услышать новые идеи, изучить нестандартный подход в методике преподавания, поверить в себя, элементарно, побывать в лучших музеях мира, посмотреть театральные постановки, прочитать произведения Шекспира в оригинале, создать свои собственные стандарты и обозначить ближайшие цели, культивировав в себе различные виды личностной и интеллектуальной рефлексии.
Третья мысль, возможно, она должна была быть первой. Находясь вдалеке от родного дома, семьи, государства, начинаешь бережнее ценить простые человеческие ценности. Появляется огромная любовь и благодарность своей семье, близким людям, за понимание, бремя ответственности, и большую любовь! Респект нашим родителям, мужьям и женам, детям, каждое общение по скайпу, телефону, привносит в жизнь нечто сокровенное, важное, родное. Для них и во имя их, забываешь о трудностях, ведь, между нами возникла та самая духовная связь.
Все проблемы стипендиатов, их ресурсы, личные планы, возможности, психологические нюансы, траектории обучения, развитие, мотивации, умения и навыки, разновозрастный коллектив, решают скромные, благородные, понимающие сотрудники Центра международных программ «Болашак». Именно они каждый день решают сложные и простые проблемы сотни молодых и не молодых людей по всему миру. Разные континенты, часовые пояса, не простые темпераменты людей, понимание этикета и не понимание, но, для них, это любимая работа, ставшая частью Жизни! Возможно, эти молодые люди, живут по конфуцианскому принципу: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Осознаешь, ценишь свой язык, именно здесь в Лондоне, мы стали много общаться на своем языке. Никто не заставляет, это происходит на генном уровне. Огромное чувство благодарности и гордости испытываешь за свою страну, культуру, Президента, государство.
В современном мобильном, мультикультурном современном казахстанском обществе важно выстраивать собственную линию жизни, рассчитанную на ближайшее и более отдаленное будущее. На протяжении всей своей жизни каждому из нас важно совершенствовать свои внутренние преобразования, осмысливать и переосмысливать стереотипы мышления. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным опытом и знаниями, важен не объем информации, а умение получать ее и моделировать в практической деятельности.
Алмагуль Канагатова, стипендиат программы «Боашак»
проректор по науке и развитию
Международной Академии Бизнеса