НПО пора учить профессиональному управлению

Жаңалықтар

Қаңтар 28, 2016

НПО пора учить профессиональному управлению

26 января в Almaty Management University (ранее МАБ) Экспертный Центр НПО AlmaU и Фонд Евразия Центральной Азии провели круглый стол на тему «Профессиональное управление НПО: вызовы и перспективы» в рамках проекта «Инициатива по развитию потенциала экспертов НПО в Казахстане».

В мероприятии приняли участие руководители Управления внутренней политики акимата г. Алматы, менеджеры ФЕЦА, представители компании «Шеврон», слушатели программы MBA «Менеджмент в некоммерческом секторе» AlmaU, представители НПО г. Алматы и Алматинской области, СМИ.

На круглом столе обсуждалось: Какие профессиональные компетенции нужны руководителям и сотрудникам НПО, нужно ли руководителям некоммерческих организаций профессиональное управленческое образование, сможет ли социальное предпринимательство стать решением для повышения устойчивости НПО, какие знания и навыки нужны социальным предпринимателям?

По мнению руководителя Школы государственной и общественной политики (ШГОП) AlmaU Гульмиры Курганбаевой, существуют три этапа развития НПО. Первый – 1985-1995 годы, зарождение НПО. Второй - 1996-2010 годы – становление НПО, когда на рынке НПО произошла четкая специализация, появились конкретные проекты, лидеры НПО научились диверсифицировать риски. И третий - 2010-2016 годы – период устойчивого развития НПО.

По мнению Г. Курганбаевой, для нынешнего этапа характерны следующие тренды: «Во-первых, среди НПО появляются узнаваемые бренды. Во-вторых, среди лидеров НПО укрепилось мнение, что управлять некоммерческим сектором нужно профессионально, с точки зрения грамотного менеджмента, корпоративного управления, знания всех инструментов, которые использует бизнес. Третий тренд: постепенная передача несвойственных государству функций в конкурентную среду, то есть НКО будут управлять сектором предоставления услуг. Четвертый тренд: социальное предпринимательство дает НКО устойчивость и возможность диверсифицировать риски. Пятый тренд: НКО осознает свои возможности и начинает активно внедрять социальные инновации».

Однако, как считает руководитель ШГОП, в НПО, в то же время, сохраняются управленческие проблемы: по-прежнему неразвито корпоративное управление, отсутствует стратегическое планирование, нет преемственности – лидеры 90-х ушли, а новые лидеры НПО выдумывают «велосипед». Среди других проблем НПО: отсутствие системного управления знаниями, дефицит квалифицированных сотрудников, отсутствие культуры добровольчества. Но такую культуру, считает Гульмира Курганбаева, нужно зарождать на уровне образования, и в ее культивировании могли бы помочь вузы и школы.

Участники круглого стола отметили, что на современном этапе НПО Казахстана представляют собой постоянно развивающееся организации, которые активно взаимодействуют между собой, а также с государственными и бизнес-структурами посредством реализации разнообразных программ, путем совместного участия в организованных социально значимых проектах, акциях, фестивалях, слетах, ярмарках. Неправительственные организации осуществляют свою деятельность в современной среде, характеризующейся политическими и экономическими рисками, изменениями правовых норм, регулирующих деятельность некоммерческого сектора, острой  востребованностью  услуг, оказываемых НПО социально-незащищенным слоям населения.

Необходимость повышения профессионализма лидеров и менеджеров неправительственных организаций также актуально в связи с обострившейся конкуренцией общественных организаций за получение тех или иных ресурсов, активной реализацией государственного социального заказа, отсутствием стабильного финансирования.

Прошедший круглый стол позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон, направленные на реорганизацию системы внутреннего управления, повышение уровня доверия стейкхолдеров социальных проектов, а самое главное, населения к деятельности некоммерческого сектора. 

Бөліс: