Коммерциализация научных разработок стала темой тренинга в Израиле

Жаңалықтар

Маусым 30, 2015

Коммерциализация научных разработок стала темой тренинга в Израиле



С 19 по 24 декабря профессор кафедры  «Финансы» МАБ, к.э.н., Геннадий Вячеславович Косолапов принял участие в тренинге «Коммерциализация научных разработок – инновация в науке и образовании». Тренинг проходил в г. Тель-Авив (Израиль) и его целью было знакомство с основными элементами инновационной инфраструктуры Израиля, а также с совместными Российско – Израильскими моделями коммерциализации. Организаторы: Israel Skolkovo Gateway, Компания технологического трансфера Ариэльского Университетского Центра и компания Martal Consulting LLC.

Далее, мы приводим отчет профессора Косолапова по этой поездке.

«Программа включала небольшое количество лекций, основное внимание было уделено презентациям успешных примеров коммерциализации инновационных проектов, разработанных в Израиле. Значительное место было уделено посещению университетов Израиля и их лабораториям, имеющим положительный опыт коммерциализации своих разработок, а также одного из новых и самых современных морских портов в г. Хайфа. Занятия проходили в г. ТельАвиве – институт Махон Нефть, г. Ариэль – Ариэльский Университетский Центр и в г. Хайфа – университет Технион.

В группе было 15 человек из Нижегородского Государственного Университета (Россия). В ее состав входили проректор по научной работе, заведующие лабораториями, научных подразделений университета и ответственные за научную работу учебных подразделений университета. 16-м был я и представлял МАБ и вузы Казахстана. Программа велась на русском языке. Однако все презентации были на английском языке.

В Израиле все университеты государственные. Обучение бесплатное, трехуровневое. Но для учебы необходимо пройти соответствующие конкурсы. После школы обязательна 3-х летняя служба в Израильской армии и мальчикам и девочкам. Это воспринимается как необходимость, кроме местных религиозных ортодоксов. После армии отводится год на путешествия и выбор своего жизненного пути. Поэтому в Израиле самым младшим по возрасту студентом можно стать только в 23 года. Средний возраст первокурсника 24-25 лет. Университеты представляют студентам общежитие, в том числе и семейным каковых не мало. Это положение и определяет очень серьезное отношение студентов к учебе. Вместе с тем следует отметить, что израильская пресса отмечает, что уровень образования в Израиле падает. Думается, что в этом и отражается «кризис» образования во всем мире. Суть, которого не внутри системы образования, а вне ее. И заключается в том, что экономическое развитие, бизнес (т.е. практика) развиваются, изменяются очень быстро и системы образования не поспевают за этими изменениями. Отсюда напрашивается вывод, что сегодня в мире нет устоявшихся современных образовательных систем и поэтому необходимо основное внимание уделять не поиску идеальной модели и копированию чужого опыта (он просто очень быстро устаревает), а созданию собственной модели образовательной системы, которая бы адекватно отражала интересы, прежде всего национальной экономики и национального бизнеса. Безусловно, это потребует соответствующего финансирования и разработки отечественной концепции образования, икоторая бы соответствовала общемировым тенденциям.

Для организации государственно-частного партнерства в проведении научных исследований и коммерциализации их результатов государственные университеты Израиля совместно с частным бизнесом и другими инвесторами создают дочерние акционерные общества с высоким уровнем самостоятельности, но интегрированных в деятельность университета в целом. Для связи интересов и создания взаимопонимания между ученными и бизнесменами предусмотрено создание Центров по трансферту технологий. Эти центры выполняют функции ясель, детского сада при взращивании инноваций. При этом исходят из предположения, что ученный в силу специфики психологии не может быть бизнесменом, а человек бизнеса не может быть ученым ему нужен и важен быстрый результат. Однако их совместная деятельность необходима для создания инновации, и ее коммерциализации.Центры по трансферту технологий выполняют роль связующего звена в инновационном процессе. Обеспечивают поиск взаимопонимания между учеными и бизнесменами.

Для повышения эффективности коммерциализации инновационных разработок в научном центре «Сколково» - Россия и вывода их на международные рынки, а также для продвижения израильских инноваций на российский рынок создано совместное предприятие центр «IsraelSkolkovoGateway» на паритетных началах. Цель деятельности центра создание совместного венчурного фонда для привлечения инвестиций на международных финансовых рынках для коммерциализации инновационных разработок Израиля и России. При этом используется высокий авторитет Израиля на международных рынках и высокий научный потенциал российской науки. Такая интеграция позволяет надеяться на извлечение эффекта синергии для заинтересованных сторон. Представляется, что данный опыт может быть использован для активизации деятельности СЭЗ «Парк информационных технологий» в г. Алматы.

Еще одним из уроков Израиля, который может быть полезен для Казахстана, является высокий интерес местных руководителей государственной власти к развитию образования как главных точек роста местной экономики. Логика здесь проста. Подготовка и наличие высококвалифицированных кадров является одним из базовых условий для экономического роста региона, привлечения инвестиций. Например, экономическое возрождение и рост экономики г. Хайфа связывают с тем, что мэр города в свое время на первое место в развитии города поставил систему образования. Для ее развития, учебным заведениям выделялись земельные участки, соответствующие финансирование из местного бюджета, использовалось государственно частное партнерство. Так была реанимирована деятельность известного сегодня на весь мир университета «Технион». Для его развития мэрия выделила огромный участок дефицитной, в центре города земли. Был построен современный университетский городок, где студенты обеспечены общежитиями, в том числе и семейные студенты. Однако мест не хватает и в окрестностях университета построено жилье, которое сдается студентам в аренду. Именно наличие квалифицированной рабочей силы позволило городским властям привлечь инвестиции для развития современных инновационных технологий и выйти в лидеры не только Израиля, но и в мире.

Как отмечали ведущие тренинга, одним из важных факторов взрывного роста экономики Израиля в последние десятилетие являются эмигранты из СССР и стран СНГ в 90-е годы. Среди них было много ученых и других высококвалифицированных кадров. Необходимость и ограниченность ресурсов для выживания стимулировали использование имеющегося опыта и его адаптации к сложившимся условиям. И это дало ошеломляющие результаты. Сегодня в Израиле 25% граждан выходцы из СССР и стран СНГ и именно они часто оказываются на передовых рубежах инновационного развития Израиля. В 2012 году Израиль продал военной техники на 9,0 млрд. долл. Это третье место в мире после США и России. Они смогли адаптировать имеющийся опыт и сами адаптироваться к реалиям мировой экономики. Без этого им просто не выжить. По менталитету они наиболее близки к нашему. Поэтому для повышения конкурентоспособности нашей экономики на международных рынках целесообразно более внимательно отнестись именно к опыту Израиля в области инновационного развития.

Вывод

Необходимо более внимательно изучить опыт Израиля по коммерциализации инноваций, развитию государственно частного партнерства в научно-образовательной сфере, рассмотреть возможность развития партнерских отношений МАБ и СЭЗ «Парк информационных технологий» в г. Алматы с Центром технологического трансфера Ариэльского Университета, Израиль». Г.В Косолапов.

Бөліс: