bilimdinews.kz: ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Новости

Август 16, 2016

bilimdinews.kz: ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» предоставляет широкие возможности для повышения профессионального мастерства учителей, организуя всевозможные курсы, тренинги, вебинары. Недавно мы с коллегой стали участниками Летней международной школы, организатором которой выступил Университет менеджмента AlmaU. 
Программа Летней школы по теме «Инновационные знания в современной системе образования» была очень содержательной и насыщенной, интересной привлечением спикеров из США и России, включала в себя не только обучение, но и активный отдых, общение, новые знакомства на берегу живописного озера Иссык-Куль. Приглашенные в Летнюю школу российские спикеры Анатолий Гин и Вячеслав Кондратьев посвятили свои тренинги темам «Креативное мышление. Чему и как учить самых талантливых?» и «Управление знаниями. Системный подход к управлению знаниями и его применение в дистанционном обучении». 
К слову сказать, имя Анатолия Гина, консультанта-эксперта по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основателя и научного руководителя Международной ассоциации «Education for a New Era», широко известно педагогической общественности. Не менее известным в области образования является и Вячеслав Кондратьев, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического университета. Оба спикера в течение нескольких дней проводили с участниками школы интерактивные занятия в игровой форме, практикумы по решению открытых нестандартных задач, помогали разрабатывать инжиниринговые квесты к интернет-публикациям, познакомили с Проектом Creatime. 
Тренинг профессора кафедры Делового администрирования Almaty Management University Акмарал Алталиевой «Специфика профессиональных и специальных задач педагогики Высшей школы в разрезе возрастных субкультур: от поколения Х к поколению Y» также заслужил всеобщий интерес и внимание участников Летней школы.
 Одним из ярких моментов работы Летней школы было знакомство со спикером из США, магистром в области образовательных технологий, закончившей факультет образования Стэнфордского университета по специальности «Обучение, дизайн и технологии в образовании» Katy Kavanaugh, которая представила участникам Летней школы основные принципы технологии дизайн-мышления. Вкратце поясню содержание дизайн-мышления: мировая прак-
тика представляет дизайн-мышление как практический подход к поиску проблем, проведение исследований и разработку инновационных решений, ориентированных на человека. Дизайн-мышление не укладывается в рамки привычных представлений, другими словами, дизайн-мышление – это образ мышления, который помогает людям решить комплексные проблемы в условиях, когда решения находятся в области неопределенности. Методика дизайн-мышления в настоящее время находит все большее распространение в различных сферах: в бизнесе, политике, социальном предпринимательстве, в создании и развитии стартапов, в образовательной среде. 
Каким образом мы, участники Летней школы, применяли метод дизайн-мышления на практике? Разбившись на группы и разделив наш учебный зал на рабочие зоны, мы прошли по предложенному спикером заданию все шесть этапов процесса от эмпатии до теста. 
Первый этап – эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, при этом сохраняя собственное критическое восприятие. Это этап сбора первичной информации, ее обработка, классификация и использование для получения понимания. 
Второй этап – фокусировка. Основной задачей на этом этапе является создание правильной концепции проблемы. Как известно, от правильной постановки задачи зависит поиск верного решения.
Генерация идей является третьим этапом в процессе дизайн-мышления. Это процесс, в котором происходит поиск всех возможных решений, логично переходящий в следующий этап выбора идей и отбора самых жизнеспособных из них.
На следующем этапе, прототипирования, мы создавали небольшие макеты, модели из подручных средств, которые помогли нам получить быструю обратную связь и увидеть, как работает наша идея.
Последним этапом процесса дизайн-мышления является тестирование. Оно начинается тогда, когда мы получаем первоначальную обратную связь от использования макета. Надо признать, тест раскрыл самые «уязвимые» места наших услуг и продуктов и дал возможность быстро отреагировать на это.
Что мы получили в результате всего действия? В целом, все участники процесса выдвинули множество креативных идей, направленных на инновационные решения бизнес-задач. Мы получили не сравнимый ни с чем огромный заряд энергии, удовольствия, веселья от самых неожиданных решений. Что еще хочется отметить в процессе дизайн-мышления, так это то, что программа «Дизайн-мышление» дала всем нам удивительный способ собрать и сплотить команду! Это произошло благодаря открытости и творчеству педагогического коллектива, сотрудников и руководителей университета AlmaU, организаторов Летней школы, позитивному отношению, глубокому включению в творческий процесс и уважению к опыту каждого участника. 
Обучение стратегии дизайн-мышления, или проектному мышлению, позволяет нам, учителям, приобретать знания, получать новый опыт, находить уникальные решения и идти в ногу с изменяющимися тенденциями и потребностями школы. Как сказал в свое время А.Эйнштейн, «мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их».
 
Нурзила ТЕМЕШЕВА, 
учитель истории НИШ ХБН 
Атырау 
Поделиться: