Образовательная гонка с гирями на ногах

News

October 03, 2014

Образовательная гонка с гирями на ногах

Может ли отечественное образование выйти на международный уровень, рассказал Асылбек Кожахметов

В начале нового студенческого года «Капитал.kz» обсудил вопросы развития образования в Казахстане с руководителем одного из ведущих бизнес-вузов страны. Может ли отечественное образование выйти на международный уровень, почему бизнесу нужно сотрудничать с университетами и как создать в Казахстане инновационную экономику, рассказал Асылбек Кожахметов, президент и основатель AlmatyManagementUniversity (ALMAUniversity).

- Асылбек Базарбаевич, с этого года Международной академии бизнеса присужден статус университета и она переименована в ALMAUniversity. Расскажите, для чего это было сделано, ведь бренд МАБ уже хорошо знаком потребителю?

- Существует закон перехода количественных изменений в качественные. Когда-то мы были Алматинской школой менеджмента, но по мере развития стало понятно, что быть просто тренинговым центром недостаточно. И так образовалась Международная академия бизнеса. Но теперь и «одежка» академии стала для нас маловата.

Объясню, почему. В соответствии с градацией вузов в Казахстане, если в университете может быть сколько угодно специальностей и можно вводить докторские программы по любой специальности, то академии в этом плане ограничены. Это с одной стороны.

С другой, мы ориентируемся не только на требования казахстанской системы образования. Наша цель – мировой уровень. И в этом смысле переименование и изменение статуса вуза крайне актуально. Стоит принимать во внимание, что на международном рынке образования понятие «академия» подразумевает преимущественно научно-исследовательское или крайне узкоспециализированное учебное заведение. Наша миссия – шире, и мы хотим быть понятны и узнаваемы «там».

- Для чего казахстанскому вузу международные горизонты?

- Изначально, создавая Международную академию бизнеса, мы понимали, что на рынке очень мало вузов с международными связями – эта ниша не занята. По мере развития академии, роста числа международных контактов, нашей узнаваемости, получения опыта международного сотрудничества мы стремились конкурировать уже с зарубежными вузами. И сегодня для нас крайне важны и значимы мировые стандарты, цели, ценности. Потому что теперь мы играем на их поле.

Кроме того, если вуз обретает статус университета, он априори должен быть международным. Это предполагает международный состав студентов, международный состав преподавателей, международные образовательные программы и т.д.

- Как скажутся эти изменения на содержании образовательных программ?

- AlmatyManagementUniversity не является классическим университетом, мы очень широко рассматриваем нашу ключевую компетенцию – менеджмент. Это менеджмент в области управления и бизнесом, и государством, и некоммерческим сектором, и приграничными областями.

Мы планируем отойти от старой структуры вуза – факультетов – и создавать школы, как это принято на Западе. При этом школы будут отвечать не только за бакалавриат и магистратуру, но и за PhD, и за тренинговые программы для бизнеса, и многое другое.

- В МАБ уделялось большое внимание дополнительному образованию, действовали краткосрочные курсы, обучающие программы для бизнесменов и предпринимателей. Вы считаете, что это перспективное направление?

- Сегодня в казахстанских вузах в основном готовят бакалавров и магистров, но не уделяют внимания идее «пожизненного» обучения. Мы же, напротив, начинали когда-то с краткосрочных программ. И сегодня мы хотим их тоже привнести в наши школы. Например, у нас создана Школа права. Но, судите сами, каждый год меняется законодательная база, возникают новые тренды, создаются новые альянсы – это все новые законодательные поля! А где действующим юристам проходить повышение квалификации?

Также в 2013 году мы создали Школу государственной и общественной политики. Мы хотим, чтобы государственные служащие, когда-то получившие основное, профильное образование, прошли и краткосрочные курсы, которые дадут им новое понимание миссии и цели госслужбы. Ведь стандартные образовательные программы для госструктур больше поясняют, как устроена система госуправления в РК, когда все взаимосвязи выстроены четко по вертикали, и все установки, приказы, постановления спускаются сверху вниз. Но у госслужащих должно быть понимание, что они служат обществу, отвечают за развитие страны, подъем экономики. А значит, они должны понимать, как развивается бизнес, какие у него чаяния, какие проблемы, как их преодолеть. И это умение увидеть проблему глазами бизнеса, взгляд «снизу» образовательные программы для госслужащих практически не развивают.

С другой стороны, мы считаем необходимым развивать в управленцах от бизнеса взгляд на экономику с позиций государственного служащего. В нашей стране это очень важно, поскольку за последние годы, особенно в кризисный период, значительная часть экономики перешла под патронаж государства. Сейчас наметилась обратная тенденция, но когда она еще возобладает?

Еще один аспект – ориентация бизнеса на общество. Ведь до сих пор бизнес в своей работе не учитывал интересы социума. Но у нас зеленая экономика, и если вы, к примеру, что-то строите, то вы должны учитывать интересы местного населения. Если их проигнорировать, то в будущем это может негативно повлиять на устойчивость вашего бизнеса. Пока идет экономический подъем, очень легко забыть про социальное окружение в погоне за доходом. Но как только начинается экономический спад, голос общества становится гораздо громче.

- Возникает вопрос: если так нуждаются в дополнительном образовании чиновники, бизнесмены, предприниматели, то как и где проходит повышение квалификации преподавателей вузов? Как обстоят дела в этом плане?

- Кое-что в этом направлении делается, но общая картина оставляет желать лучшего. Сегодня нет системных усилий Министерства образования и науки РК или университетов. Кроме того, я не могу сказать, что наши вузы обеспечены бюджетами, связями и пониманием, куда отправлять свои кадры и зачем.

На государственном уровне можно отметить программу «Болашак», в рамках которой 2 года назад была внедрена научная стажировка для преподавателей университетов. В прошлом году в рамках данной программы 29 преподавателей и сотрудников ALMAUniversityповысили свою квалификацию за рубежом.

У нас в университете создан Институт развития образования, мы предлагаем обучающие курсы для менеджеров отечественных университетов и вывозим их в Сингапур, Гонконг, Израиль. Спрос на этот образовательный продукт есть, но экономика в секторе образования не управляется только спросом.

- Дело в ограниченном финансировании?

- Не только. У нас две трети студентов учатся в государственных вузах, в которых, прежде чем отправить сотрудника на повышение квалификации за рубеж, необходимо получить разрешение министерства. А это не так-то просто. Кроме того, уровень финансовой обеспеченности в отечественных вузах не дает возможности сотрудникам проходить обучение свободно и по мере необходимости. С одной стороны, на это влияют приоритеты руководителей вуза. С другой – низкий уровень финансовой защищенности университетов.

- А если обратиться к зарубежному опыту? Как там решают подобную проблему?

- Нужно понимать, что средства, которые получают западные университеты, не только больше в абсолютном выражении, но и приходят от гораздо большего числа источников финансирования. У нас частный вуз получает средства только от оплаты за обучение со стороны студентов. На Западе вузы получают еще и гранты на исследования, доход от собственной предпринимательской деятельности и управляют эндаумент-фондами, сформированными спонсорами – выпускниками вуза.

Понятно, что имея 4 источника финансирования, вы можете себе позволить работать над качеством образования, над развитием программ образования, над повышением квалификации преподавателей, качества исследований. И таким образом, качество образования растет на глобальном уровне.

Возьмем для примера Францию. Там есть ученический налог, то есть 7% от фонда заработной платы каждое предприятие обязано тратить на подготовку и повышение квалификации кадров. Если этого не происходит, средства со счета изымаются.

Сейчас у нас предусмотрен подобный налог в размере 1% для недропользователей. Это хорошая часть рынка, но она небольшая. С другой стороны, добывающие компании предпочитают отправлять своих сотрудников в Европу, где можно потратить на обучение $15 тыс. за один месяц, в то время как эти же деньги можно было более эффективно использовать в Казахстане. Что я имею в виду? Нужно понимать, что развитие потенциала вузов – это не только проблема вуза или государства. Это и задача бизнеса, который также заинтересован в том, чтобы получать хорошие кадры. Но бизнес смотрит на эту проблему как потребитель и живет сегодняшним днем. Никто не хочет вложиться в университет, чтобы получить отдачу через 5 лет. Этому мешает идеология временщиков. От нее надо избавляться.

- Кстати, у нас действительно нет практики участия бизнеса в жизни вузов, при том, что жалобы на низкий уровень выпускаемых специалистов слышны повсеместно.

- Здесь стоит рассмотреть несколько аспектов.

Первый состоит в том, чтобы развивать ответственность студентов. Например, первые два года обучения в нашем вузе – это, прежде всего, расширение кругозора, повышение ответственности и инициативы, развитие через различные клубы, вовлеченность в общественные дела. А 3-4 курсы – это уже специализация, обучение профессии. То есть в первые годы мы формируем личность, а дальше формируем специалиста. Я считаю, что специалист без личности – не специалист.

Второй аспект – ответственность бизнеса и недофинансированность вузов. Мы должны соизмерять то, что мы декларируем, и то, что делаем. С одной стороны, правительство говорит: «Мы должны войти в число 500 – 300 лучших университетов мира». А с другой – Европа, которая направляет на образование до 7% от ВВП, и мы, направляющие на те же цели всего 3,5%. Этого было бы достаточно, если бы мы были в самом верху рейтингов. Но нам нужно догонять мир.

И дело не только в недофинансировании со стороны государства. На Западе до 30% всего объема финансирования образования выделяет бизнес. У нас компании привыкли жаловаться на то, что вузы выдают им плохих специалистов. Если вы – молодая компания, наверное, у вас есть на это право. Если вы жалуетесь уже больше 5 лет, у меня появляется вопрос: а что вы лично сделали, чтобы изменить ситуацию?

У вас есть проблемы, вам нужны специалисты – приходите в университеты и предлагайте работать вместе, помогайте в плане преподавания, в оснащении лабораторий и т.д. Этого нет, и это говорит о недопонимании вопроса со стороны бизнеса. А ведь если бизнес приходит в вузы, начинает их финансировать, то у него появляется право вмешиваться в процесс обучения, контролировать качество образования и, соответственно, возможность получить нужные кадры.

- Какие еще факторы могут повлиять на развитие образования в Казахстане?

- Мы очень надеемся на новый Закон «Об образовании», который вступит в силу в следующем году. Он предполагает некоторую автономию вузов. Ведь очень сложно конкурировать с международными вузами, когда у нас предусмотрены госстандарты, которые не нужны экономике. У нас до сих пор есть балласт, в виде некоторых ненужных, устаревших предметов. То есть, образно выражаясь, нас с гирями в виде стандартов образования заставляют бежать стометровку с зарубежными университетами, у которых нет таких гирь, а есть инновационные кроссовки.

Чтобы казахстанским университетам войти в десятку лучших университетов мира, необходимо принять программу развития вузов по опыту других стран. Давайте выберем 10 высших учебных заведений и сориентируем их на развитие до мирового уровня. Но тогда финансировать их нужно в 10 раз больше. И не создавать неизменный список из 10 вузов, а придержать 5 в резерве, чтобы через год провести оценку выполнения планов и заменить отстающих на вузы со «скамейки запасных». Это тоже будет отличным стимулом.

- Вы рассказали, что нужно вузам со стороны государства и бизнеса, а что университеты Казахстана могут предложить со своей стороны для развития экономики страны?

- В первую очередь, мы должны развивать гражданское общество и взаимодействовать с министерствами образования, национальной экономики и другими. Чтобы, создавая некие долгосрочные государственные приоритеты, они не забывали об основе. Ведь мы работаем со студентами, с бизнесом и хорошо видим, что происходит в экономике, можем проводить исследования. И мы можем транслировать слабые сигналы общества и бизнес-сообщества на понятном государственным служащим языке. Ведь зачастую население и государство друг друга не слышат, и мы, как вузы, в этом смысле можем выступать модераторами процесса.

Можно рассмотреть вопрос на примере Программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики, которая объявлена одной из главных программ страны. И она действительно нужна. Но насколько эффективнее она была бы, если бы ее авторы обратились к нам – тем, кто изучает и обобщает опыт инновационной экономики, политики, менеджмента.

В Казахстане принята следующая модель – инновационную экономику создают правительство и бизнес. Но на классических примерах из истории успешных в этом плане стран видно, что инновационную экономику делают правительство, бизнес и вузы. Если взаимодействия с университетами в этой цепочке нет, то устойчивой инновационной экономики не получается. Яркий тому пример – программа ФИИР, в адрес которой звучит много критики по поводу сомнительной результативности. Но ведь никто не проводил анализ программы – ни до, ни после. А ведь в плохой ее реализации скрываются крупные структурные проблемы. Никто не обратился к ученым, школам бизнеса, западным специалистам.

- И в чем, на ваш взгляд, кроется проблема?

- Проблема в том, что сами производства почему-то не требуют знаний. Мы покупаем технологию, и вроде бы все готово, и знаний не надо. Но через два года эта технология устаревает, и мы покупаем новую – втридорога. И здесь очень важна роль инновационного менеджмента. То есть изначально в рамках деятельности Фонда развития предпринимательства «Даму» была создана программа «Бизнес-советник», по которой инженеры отправлялись на обучение за рубеж. Эти специалисты, пройдя обучение, возвращались с новым видением, с другим пониманием проблемы, с развитой системой ценностей. Однако здесь они сталкивались с непониманием со стороны руководства, с нежеланием что-либо менять и просто увольнялись. Поэтому начинать обучение нужно с руководства. Нам необходимы менеджеры, которые понимают: чтобы внедрять инновации, надо менять структуру управления, находить общий язык с инженерами, развивать креативность. Ведь это мотор инновационной экономики. Инновационная экономика не та, где используются новые технологии. Это экономика, при которой инновационные технологии создаются на предприятии, теми, кто работает здесь постоянно. Она развивается медленно, ее трудно разогнать, но когда инновационная экономика набрала ход – ее уже не остановить. Она сама все изобретет.

Объективности ради могу сказать, что мы регулярно выступали с инициативой программы обучения инновационных менеджеров и нас, наконец, услышали. Мы ожидаем, что в следующем году будет принята государственная программа по подготовке инновационных менеджеров. И это даст свои результаты обязательно.

 

- Что ж, будем надеяться, что связка «правительство – бизнес – университеты» у нас все же заработает! Спасибо за интервью!

Share: